У книжной полки. Слова пустынника

17 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Подвиг пустыннической жизни сегодня известен единицам. Но и в наше время Господь призывает тех немногих, кто способен усвоить аскетизм древних отшельников и выдержать горнило гор. Современнику трудно даже представить температуру «печи», в которой очищаются от страстей и переплавляются в нового человека пустынники. Но Промыслом Божиим дело великих анахоретов Фиваиды и Нитрии продолжается доныне в горах Кавказа. Пример тому - иеромонах Константин, герой книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Он по благословению духоносных старцев почти полвека посвятил освоению пустыннической науки. Духовные наставления, уникальные истории из жизни отшельника и его опыт выживания в условиях дикой природы гор изложены в книге - «Слова пустынника».

***

1. Эта книга вышла в свет при содействии двух издательств – Киевского «Горлица» и Рязанского «Зерна». Она построена в форме беседы иеромонаха Константина (Ковальчука) и Валентины Анатольевны Сериковой. Так было и раньше: человек приходил к старцу, вопрошал - и получал ответ, благодаря Бога за вразумление. В данном случае издатели сочли правильным сохранить этот естественно сложившийся жанр. В книге «Слова пустынника» есть не только духовные наставления, батюшка также поделился опытом выживания в условиях дикой природы Восточной Абхазии, где расположены самые высокие горы.

2. Предваряет вопросы-ответы следующая предистория, которую в книге рассказывает Валентина Серикова. Полвека назад по дороге к храму встретились и познакомились два юноши. После богослужения в киевском Владимирском соборе завязалась у них беседа - живая, серьёзная, как будто давно начатая. Сказанное ими имело один характерный почерк. О таких говорят: одного духа. Общим было ещё то, что оба получали медицинское образование и оба носили имя Михаил. Младший из них вырос в семье ревностных христиан, а родители старшего потеряли веру, как многие в советские годы. Но судьбы Господни - бездна многа. По Его слову оживают иссохшие древа и души, как случилось и с названным юношей.

3. Та встреча, по словам Валентины Анатольевны, стала не только частным эпизодом их жизни, но событием, устроенным Промыслом Божиим для продолжения задачи особого назначения. И хотя дело происходило в глухие безбожные времена, спустя некоторое время по благословению старца два Михаила бежали от мира и того, что в мире, и прибыли на Кавказ, где в 1973 году стали пустынниками в горах Абхазии. Принимал их в пустынь духовник братства, преподобный глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов). Пройдя положенный искус, они были пострижены в монашество с наречением имен в честь святых братьев-мучеников Давида и Константина, князей Аргветских. Двенадцать лет братия вместе подвизалась в горах в районе озера Амткел. Поздней осенью 1985 года отец Давид погиб при загадочных обстоятельствах: предположительно, его убили в горах местные охотники, затаившие неприязнь на монахов. После смерти друга отец Константин три года провёл в полном уединении...

4. Очевидно, - говорит Валентина Анатольевна, - существует два вида истории человечества. Одну сочиняют люди, перелатывая её нужными купюрами под очередную идейную злобу своего дня. А другую - ведут небесные летописцы. Они ведают Божий замысел о создании рода человеческого и от начала отмечают его духовный выбор. В этих хрониках не найти имён тиранов и вождей, дававших свои имена эпохам. В подлинной истории записаны имена праведников и святых, своей молитвой избавлявших мир от истребления, подвижников и неведомых миру пустынников, своими слезами переменявших Божий гнев на милость. Святителей, своим словом упасавших словесных овец, священство и монашеский чин, призванных в монастыри трудиться для спасения народа, исповедников и мучеников, своей кровью продливших земной век до сего дня. Их молитва и труды держат мир, как позвоночник - дряхлое, больное тело. И вот в этой истории встреча двух юношей, думается, записана с красной строки...

5. Только Евангельскому Сеятелю, ведающему всё о Своих семенах, известно, какое из них что может претерпеть и какой дать плод. «В руку бо Его и мы и словеса наша, и всякий разум и дел художество» (Прем. 7:16). В положенное время Он выбирает тех немногих, кто пригоден для условий пустыни и способен усвоить аскетизм древних отшельников. Таковые промыслительно приводятся в безлюдные горы, глухие леса и потаённые пещеры, укрепляемые на подвиг. Там в духе смирения, отсекая свою волю, избегая всякой почести мирской и духовной, они подвизаются, неведомые миру. Жизнь их проходит в непрестанных молитвах и трудах, в безропотном послушании, перенесении скорбей, искушений и лишений с благодарностью Богу.

6. Горнило гор выдерживают немногие. Из тех, кто выдерживает, одних Господь сохраняет от внимания людей до конца, а на других исполняются слова «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:15). Последних открывают для утешения и назидания верующих. Так было и есть с первых веков христианства до наших дней. Начало подвигу пустынничества положили в III-IV вв. первые великие отцы, основатели монашества: Антоний Великий, Павел Фивейский, Макарий Великий, Онуфрий Великий и другие. Места подвижничества древних отшельников Фиваида, Нитрия, пустыни Келий и Скита, Каппадокия - стали символами торжества христианства и вершиной аскетического подвига во славу Божию. Господь благословил аввам сих пределов стать живыми духовными маяками для ищущих Истину и спасение во Христе и утвердил, чтобы свет продолжателей их делания не угасал до конца века.

7. Дело святых Фиваиды и Нитрии продолжается доныне в горах Кавказа. Абхазские горы, положенные десницей Зодчего монументальной грядой вдоль Чёрного моря, издревле привлекали пустынников. Встать в ряды этого братства может только тот, кто возлюбил Христа до смерти и имеет на то особое призвание Божие. Давид и Константин имели такое призвание. После кончины Давида его собрат продолжал подвизаться в горах. Со временем он основал в горах Абхазии скит в честь Пресвятой Троицы, пустынное братство которого живёт под его руководством и духовным окормлением. Практически полвека иеромонах Константин посвятил освоению пустыннической науки, получая духовные советы и наставления великих старцев нашего времени. Своим жизненным и духовным опытом, уникальными историями из жизни делится он с читателями со страниц этой книги.

***

Как могла состояться эта встреча и беседа с пустынником? Чтоб ответить, по словам Валентины Сериковой, надо будет написать отдельную главу невероятного содержания. Но лишь можно сказать: Бог дал. Теперь несомненно, что была Его благая воля на эту встречу и в итоге на книгу, которой не значилось ни в планах издателей, ни даже в мыслях. Но у православных 21 века скопилась такая критическая масса неразрешимых вопросов и недоумений, что Господь внял им. Обычно искатели, подымающиеся в горы, берут проводника, которому хорошо известен маршрут. А есть которые опытно знают тропу из мира горного - в Горний. Отец Константин из тех, кто сподобился стать преемником святых отцов прежних дней, кто опытно знает заповеданный узкий путь из мира горного - в Горний и ведёт им. По словам автора, можно перевернуть страницу этой книги и проследить, как идёт тропа...

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать