***
1. Предваряет это издание слово Патриарха Московского и вся Руси Кирилла. Как говорит Святейший, «Династия Романовых была призвана на царство после одоления Смуты, страшного разорения русской земли внутренними усобицами и иноземными вторжениями, когда государство пришлось восстанавливать из руин. Но при всем страшном опустошении, которое принесла Смута, сохранялся фундамент и источник народной жизни — православная вера. Именно вера дала людям возможность выстоять и изгнать захватчиков, именно вера стояла за тем национальным согласием, которое было выражено в решении Земского собора 1613 года избрать Михаила Феодоровича Романова на Всероссийский престол».
2. По словам Предстоятеля Церкви, «в истории страны или всего мира бывают ключевые, переломные моменты. Для нашей цивилизации это в первую очередь Крещение Руси. А на второе место можно поставить одоление Смуты и воцарение Дома Романовых, потому что Россия оставалась последней православной державой, сохранявшей государственную независимость. Страна, казалось, обреченная на исчезновение, народ, которому, по-видимому, предстояло исчезнуть с лица земли, быть порабощенным, а потом и поглощенным более сильными, развитыми, воинственными соседями, отстоял свою независимость и воссоздал государство одной из крупнейших мировых держав.
3. Как отмечает Патриарх Кирилл, «после завершения Смуты и избрания Михаила Феодоровича на царство, а в особенности с приходом к власти государя Алексея Михайловича, Россия обрела второе дыхание, произошло огромное, колоссальное развитие национальной жизни, экономики, государственного строительства, освоение новых земель. Огромные силы, жившие в нашем народе, развернулись, и Московия превратилась в великое государство — от моря и до моря, от океана до океана — с цветущей культурой и бурно развивающейся экономикой. В течение трехсот лет правления династии Романовых из небольшого государства страна наша стала великой державой — от Балтийского моря до Тихого океана.
4. По словам Патриарха, мы призваны трезво смотреть на нашу историю. Люди, которые творили ее, не были безупречны. У каждого человека, тем более у правителя, есть плюсы и минусы, которые оценивают современники и потомки, а историки тщательно исследуют в своих научных трудах, что человек сделал доброго, где поступил правильно, а в чем ошибся. То же самое делается и по отношению к любому представителю трехсотлетней династии Романовых, о которых рассказывает эта книга. Как отмечает автор, первым из рода, кто стал носить фамилию Романов, был Феодор Никитич. Видный боярин, красавец и московский щеголь, он пользовался большим влиянием, однако при Борисе Годунове, взошедшем на престол 21 февраля 1598 года, из-за клеветнического доноса попал в опалу.
5. Супругов Феодора и Ксению заставили принять монашеский постриг с именами Филарет и Марфа. Будущего патриарха заключили в Антониево-Сийский монастырь, а его малолетних детей Михаила и Татьяну сослали на Белоозеро, а затем перевезли в село Феодора Никитича — Клины. Тем временем в России начиналась Смута, после прекращения которой «16 января 1613 года был созван Земский Собор, избравший 21 февраля (ст.ст) на царство сына митрополита Филарета — юного Михаила Феодоровича. Ему было всего шестнадцать лет. Юноша долго колебался. Его мать, инокиня Марфа, умоляла сына отказаться. Лишь после обращения к ней архиепископа Рязанского Феодорита она дала согласие и благословила сына Феодоровской иконой Божией Матери, которая стала главной святыней Дома Романовых.
6. По смерти царя Михаила Феодоровича престол наследовал его шестнадцатилетний сын Алексей, который, как отмечает автор, был одним из самых начитанных и образованных людей своего времени. Во времена его правления получила развитие законодательная деятельность, укреплялись дипломатические отношения с Англией, Персией, Китаем, предпринимались попытки устроить армию по европейскому образцу, для чего приглашались иностранные офицеры. Алексей Михайлович был любим своим народом, который за добрый нрав называл его Тишайшим. Однако царствование «тишайшего» государя не отличалось спокойствием. Одним из тяжелейших испытаний для России стала тринадцатилетняя Русско-польская война.
7. Кроме того, страну волновали то соляные (из-за налогов на соль), то медные (из-за выпуска медных денег) бунты. А в 1667 году на Дону поднял бунт беглый казак Степан Тимофеевич Разин, собравший вокруг себя множество недовольных. В 1674 году государь объявил Феодора Алексеевича, своего второго сына, преемником. Спустя два года царь Алексей Михайлович скончался от сердечного приступа в возрасте неполных сорока семи лет. В качестве наследства он оставил своему сыну мятущуюся Малороссию, притязающую на русские земли Польшу и Русско-турецкую войну. Но в 1681 году с Османской империей был заключен Бахчисарайский мир, закрепивший объединение Левобережной Украины с Россией.
8. В 1682 году в возрасте двадцати лет государь заболел, а в час своей кончины назначил преемником сводного брата - Петра Алексеевича. Слишком юный Петр Алексеевич, равно как и его брат Иоанн Алексеевич, править не могли. Их старшая сестра царевна София Алексеевна, воспользовавшись стрелецким мятежом 1682 года, добилась того, что ее провозгласили правительницей при малолетних братьях. Однако начиная с 1688 года, Петр стал постоянно присутствовать на заседаниях Боярской думы. И вскоре наступила эпоха Петра Великого, последнего царя всея Руси и первого императора Всероссийского.
***
Мы вкратце рассказали лишь о нескольких правителях из рода Романовых, более подробнее о них и последующих русских государях рассказывает эта книга. Здесь представлен не только биографический материал о царях и царицах, но в емкой лаконичной форме даны факты, характеризующие каждую эпоху. Книга представляет несомненный интерес для всех, кто интересуется Российской историей, она доступна и полезна для человека любого возраста - от школьника, только изучающего историю, до пенсионера, который - скорее всего - многого из этого материала не знал.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 23 апреля 2024
Читаем Ветхий Завет. «Покаяние». Священник Константин Корепанов
«Православный на всю голову!». О религии и деньгах
Священное Писание: Апостол. Часть 124. Курс ведёт священник Константин Корепанов
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!