У книжной полки. Скромное апостольство

21 февраля 2023 г.

Может ли обычный человек быть апостолом? Может ли он проповедовать, не будучи священником? Как говорит протоиерей Андрей Ткачев, «проповедовать может каждый. У всех есть друзья, знакомые, коллеги по работе, соседи. Если вас знают как христианина, то прежде священника обратятся вначале к вам. Спросят, как поминать усопшего, какой нынче праздник, какую молитву читать от бессонницы или иной беды и т. д. Вот и повод открыть уста для слова о Боге. Конечно, мечтать о приведении в храм на молитву миллионов не стоит. Привести к Богу, вернее, помочь прийти к Нему, нужно сначала одному человеку. С него-то все и начнется». Об апостольском служении в наши дни говорит отец Андрей в своей книге, которая вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она называется - «Скромное апостольство».

***

1. В книге «Скромное апостольство» известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев рассказывает о современных реалиях, с которыми каждый день приходится сталкиваться православному человеку. Он размышляет о судьбе России и русского человека, о нелегком бремени священства, о том, что мешает современному человеку исповедоваться и с какими трудностями сталкиваются священники, совершающие таинства в Церкви. Отец Андрей пишет о святых, которые невидимо находятся рядом с нами, а также о непонятных для нас строках Священного Писания.

2. Начинается книга размышлением о том, что сегодня плотно вошло в нашу жизнь, и что занимает мысли современного человека с утра до вечера. Это новости. Как отмечает отец Андрей, «иной человек зависим от новостей, как заядлый курильщик от табака. Новости в течение дня, новости вечером, новостная аналитика в конце недели. Что стряслось? Ну, как там? И между строк: кого убили? Что сгорело? У кого беда? Подобно сладкому лакомству человека приучили потреблять информацию о чужих несчастьях. Спорт и погода – на закуску. Тело же информации составляют «слышания о войнах и военных слухах». Плюс бытовые кровопролития, аварии и катастрофы.

3. Может, - скажете вы, - сейчас иначе и нельзя. Или может всё-таки можно? Ответ на этот вопрос автор находит в словах пророка Исайи, который вот что пишет: «Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла, тот будет обитать на высотах». Берегущему же свой слух и свое зрение человеку обещан покой: «Убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет»? говорит тот же пророк. Бежать от новостей, которые сеют зло, советует отец Андрей. А кроме того, эта зависимость отнимает у человека массу драгоценного времени.

4. О ценности времени автор говорит следующее: «Самые дорогие вещи в жизни – это те, которые не имеют цены. За которые, сколько бы ни заплатил, а не приобретешь, и не купишь. Нет таких магазинов и товарных баз. Очевидно, что есть много дорогого, которое можно купить, поднатужиться, украсть, в конце концов. Но есть вещи, которые не украдешь и не купишь. И из них главная – это время. Мы богачи, пока у нас есть время. Разбойник на кресте за пару часов добыл себе вечность. Терпеливым страданием и открывшимися глазами на Христа, распятого рядом. Но мы с вами транжиры и моты нашего времени, которое утекает сквозь пальцы». Автор увещевает читателей помнить о том, что время скоротечно, и что нужно прожить жизнь так, чтобы, по словам писателя Николая Островского, не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы.

5. О чем еще говорит отец Андрей. Ну вот, например, о том, что есть такое явление духовной жизни и материальной — хвастовство. Каждый из нас, наверное, замечал за собой такое свойство, которое проявляется с ранних лет. Так, например, в духовном отношении: бывает, что человек разбалтывает все, что про себя: как он молился, куда ходил, с кем разговаривал, что ему приснилось. Это, - говорит отец Андрей «духовные болтуны. Это опасное занятие, потому что все выветривается и исчезает. Хорош человек, который умеет таить и мысли, и мечты и молчать. Как Тютчев писал: «Молчи, скрывайся и таи и чувства и мечты свои». Так надо и в государственной жизни, и в житейских своих делах, и в духовной жизни, конечно же, быть не то что прижимистей, а быть целомудренно сдержанным на похвалу самого себя». Чем опасно хвастовство, об этом говорит отец Андрей в этой книге.

6. И еще, о чем нельзя болтать направо и налево – это о своих добрых делах. Но творить добрые дела мы должны во все дни года. О них автор говорит в главе «Христос, сокрытый в Заповедях». Говорит «о добрых делах, могущих поставить человека одесную Христа на Страшном суде». «Там, помните, - отмечает отец Андрей, - ни слова о грехах. Там речь идет о практической и всем доступной добродетели: накормить, приютить, одеть, посетить в больнице или месте заключения. Этот нехитрый перечень несомненно добрых дел есть одновременно целый революционный переворот сознания. В том дело, что карать-то нужно закоренелых грешников и неисправимых злодеев. Так ведь? Так! – отвечает ленивая и чуждая благодати бытовая мысль. Но все не совсем так, и этот Евангельский текст говорит нам о том, что для билета в ад в один конец достаточно всего лишь отсутствия практических дел милосердия».

7. Но что нужно для того, чтоб творить дела милосердия. Конечно же, любящее сердце. Об этом автор размышляет так: «Если к любви относиться не как к приятной эмоции, а как к полю, которое нужно возделывать, то нужны конкретные упражнения, конкретные действия по приближению к цели. Например, прежде чем что-то хорошее делать, нужно учиться хорошо думать о людях. Все наши видимые дела вырастают из невидимых мыслей. В конечном итоге мы поступаем именно так, как мыслим. Вот увидел из окна своей колесницы остановившиеся и мигающие машины (в ДТП попали), и можно процедить, проезжая мимо: «Доездились, растяпы», а можно сказать: «Бедняги. Помоги им, Господи!»

8. Дело кажется не стоящим выеденного яйца, но это не так. Это два совершенно разных отношения к жизни и людям, за фасадом которых скрываются совершенно разные поступки, соответственные мышлению. Заставлять себя хорошо думать о людях, не осуждать их, сострадать им, не радоваться их унижению — это и есть попытки стяжать любовь, хотя ничего заметного еще не сделано. Вся работа происходит внутри, невидимо». Но это путь к любви, отмечает автор. О каких еще важных вещах он говорит с читателем, вы узнаете, прочитав эту книгу.

***

Возвращаясь к теме апостольского служения, отец Андрей отмечает, что «Церковь жива вовсе не одним духовенством. Она жива всеми искренними учениками воплотившегося Бога Слова, вне зависимости от их социального статуса, пола и возраста. Поэтому не бойтесь нести проповедь о Христе в мир, как делает это автор этой книги. Отец Андрей желает «всем боголюбивым людям видеть Церковь красующейся, как Невеста, и сильной, как полки со знаменами». Желает также «приложить к этому свой собственный труд и боль собственного сердца. Поскольку все дети одной и той же Апостольской Церкви, и у каждого такого сына или дочери должно быть свое маленькое, но драгоценное апостольство».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать