Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Как говорится в жизнеописании старца Илиодора (в миру Иоанна Федоровича Голованицкого), долог и труден был путь будущего подвижника, сына сельского священника, родившегося в 1795 году, к Глинской пустыни. Окончив Киевскую духовную академию в 1813 г. он на правах юнкера Нижегородского ополчения участвовал в преследовании за границей бежавших из России французов. После недолгого пребывания в Киево-Печерской Лавре, избранной Иоанном для поселения на послушание, он, много слышавший славного о Софрониевой пустыни, направился туда, а вскоре решил переселиться в Глинскую пустынь. Там, в 1820 г. послушник Иоанн был пострижен в рясофор с именем Иоиль.
2. В 1823 году в день памяти 40-ка мучеников Севастийских Иоиль был облечен в иноческий образ настоятелем Филаретом и наречен Иоанникием. По мере его усовершенствования в духовной жизни, усиливались искушения. Со временем диавол воздвиг на подвижника сугубую брань: отца Иоанникия оклеветали перед настоятелем, и он был изгнан из обители. После некоторых скитаний и колебаний он решился возвратиться снова в Глинскую пустынь и был принят по его усердным молитвам к Божией Матери. 14 сентября 1835 года отец Иоанникий был возведен в сан игумена и переведен на должность настоятеля Петропавловского монастыря Черниговской епархии с возведением в сан архимандрита. В начале 1845 года он подал прошение о перемещении на покой в Глинскую пустынь. В 1858 году в Навечерие праздника Рождества Христова он был облечен во святую схиму с наречением имени Илиодор.
3. В 1863 г. отец Илиодор уединился в пустынной келье, построенной им в 3-х км к востоку от монастыря, и подъял еще более высокие подвиги воздержания и молитвы. Обретя дары рассуждения и прозорливости, старец стал руководителем многих глинских старцев. При этом он был не только опытнейшим духовным руководителем, но также — через благодатные созерцания Горнего мира — свидетелем истины Божией. После многих трудов и подвигов, прикованный болезнью к одру, отец Илиодор был доставлен братией в пустынь, где мирно преставился ко Господу накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
4. Обо всем этом, но более подробно и рассказывает переизданная вновь книга - «Сказание о жизни и подвигах Глинской пустыни старца схиархимандрита Илиодора», вышедшая в свет в издательстве Киево-Печерской Лавры. Составитель жизнеописания, игумен Иассон, в Глинскую пустынь поступил в 1863 году в юном возрасте. В книге «Глинский патерик» говорится о нем, что вначале он проходил общие послушания, например, трудился на уборке сена, был также и чтецом в храме. Однако вскоре его назначили прислуживать старцу Илиодору, как сам отец Иассон пишет: «Я ему (отцу Илиодору) прислуживал и пользовался его любовью, посему я имел возможность видеть текущие достохвальные его подвиги и дела и слышать из уст его о прошедших».
5. 16 лет (с 1863 и до кончины старца в 1879 году) прожил отец Иассон «при отце Илиодоре в самых близких к нему духовных отношениях и пользовался его доверием». Старец рассказывал отцу Иассону не только о внешних событиях своей жизни, но приоткрывал и свои духовные состояния. Отец Илиодор по своему глубокому смирению говорил лишь о некоторых благодатных откровениях, которых он удостаивался, но при этом запрещал передавать слышанное другим. По свидетельству отца Иассона старец Илиодор был его духовным отцом и восприемником при постриге в монашество. Значит, отец Иассон был пострижен еще при жизни отца Илиодора, то есть до 1879 года.
6. В предисловии к первому изданию книги об отце Илиодоре отец Иассон пишет: «Старец схиархимандрит Илиодор подвизался и иночестве 65 лет. Своею опытностью, добродетельною жизнью и духовными дарованиями он известен был далеко и за пределами обители, в которой подвизался. Многие и из монашествующей братии, и из мирян обращались к старцу за советами, пользовались его назидательными беседами, и потому для них память о нем дорога. Имея к нему полное доверие и любовь, я старался напечатлеть в своей памяти все его деяния и все то, что мне довелось не раз слышать от него».
7. Как отмечает отец Иассон, «опасаясь, что с течением времени многое может изгладиться из памяти», он еще при жизни старца, не мудрствуя лукаво, начал записывать для себя то, что ему казалось в каком-нибудь отношении замечательным. «Таким образом, - отмечает он, - у меня составилось довольно материала, не подлежащего для меня никакому сомнению. После смерти старца некоторые из его учеников и почитателей, узнав, что я записывал рассказы старца Илиодора, обратились ко мне с просьбою о том, чтобы я поделился с ними тем, что имею, и что для них может быть дорогим напоминанием о старце. Исполняя желание собратий, я решился по простоте сердца издать сию книжку».
8. Однако в первое издание вошла только часть материала, собранного отцом Иассоном. Поэтому через 17 лет он дополнил книгу как личными сведениями, так и письменными материалами других почитателей старца, и в 1906 году было опубликовано второе более полное издание книги о старце Илиодоре. «Теперь, - писал он в предисловии книги, - в это последнее издание, внесен остальной, прежде собранный мною лично материал. А также и доставленный другими учениками и почитателями старца, которые шли к нему со своими духовными нуждами и испытали на себе действие благодатной силы при обращении к старцу».
***
«Сказание о жизни и подвигах старца схиархимандрита Илиодора», по словам его составителя, отличается особенною простотой слога и речи: в нем отсутствуют красноречие и витиеватостъ. Ведь в основание труда положено желание представить старца Илиодора во всей его патриархальной простоте, каков он был действительности, и каким он сохранился в памяти знавших его людей. Простота его, по словам отца Иассона, иногда простиралась до меры младенческого незлобия, какое усваивают себе все отвергшиеся мира ради единения с Богом и возшедшие в добродетелях на высоту совершенства.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!