Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. «С Матронушкой» - так называется книга Ирины Николаевны Ордынской, вышедшая в свет в издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный странник». Она рассказывает о поиске смысла жизни. По словам издателей, эта главная линия в человеческой судьбе многих приводит к Богу разными путями. Одним из маяков на этом пути для многих наших современников стала святая блаженная Матрона Московская. Судьбы героев книги пересекаются именно в поле зрения этой святой. Здесь они находят веру в Бога, а с верой - исцеление, любовь, личное счастье. Виртуозно вписывает автор в захватывающий сюжет и житие блаженной Матроны.
2. Сама Ирина Ордынская эту книгу называет романом-притчей. То есть автор предлагает нам повествование о коренных изменениях в жизни героев, содержащее в себе нравственное поучение, а точнее – мудрость, которую несет в себе христианское учение. Кроме того, Ирина Николаевна включила в ход обыденной, повседневной жизни героев, далеких от церковной жизни, чудо, которое было явлено им и послужило для обретения веры. Открывая книгу, читатели знакомятся с этими героями романа - Евгением и Софией, каждый из которых переживает самый сложный период своей жизни. Думая, что из создавшейся ситуации выхода у них нет, молодые люди приходят в Покровский монастырь, в надежде найти ответ на вопрос: как жить дальше?
3. Евгений, успешный программист, узнает о том, что он болен, и диагноз - онкология - ужасает его. Доктор настаивает на операции, но молодой человек не видит в ней смысла. Как отмечает писатель Борис Тарасов, «внезапно подкравшаяся беда заставляет Евгения переосмыслять собственную жизнь и по-новому взглянуть на время, в которое ему довелось жить. Оно кажется ему временем Содома и Гоморры, где невозможно существование праведников и где в безжалостном безразличии перемалываются жизни невинных страдальцев». «Мегаполис Москва, - размышляет Евгений, - особенно страшное место. Сжимается прессом огромного города вся грязь, что есть в людях, и взрывается. У кого преступлением, бездушием, ненавистью. У кого – болезнью».
4. Перечитывая историю Ветхого Завета об уничтожении Содома и Гоморры, Евгений отмечает, что «город в котором жил Лот, современниками не считался конченым. Жил город весело. Привык ко греху. А в нем не нашлось и десяти праведников. В Москве найдутся ли праведники? Можно ли в нашем мире сейчас найти вообще что-то святое?» Эти размышления приводят Евгения к одному, важному для него делу, - выяснить, есть ли в этом огромном мегаполисе хотя бы несколько праведников, есть ли у этого города шанс на спасение. Раздумья героя о последних временах, сопровождаемые атмосферой «жаркого столичного лета, окутанного тлеющими пожарами, дымом и гарью», приводят его к Покровскому монастырю.
5. Героине романа – Софии – с детских лет выпали совершенно не детские испытания. Сначала смерть матери, затем отца, бездомная сиротская жизнь, скитания, в которых ее сопровождал единственный друг – верный пес Рекс. В завершение всех бед – нежелательная беременность. Нежелательная потому, что еще в детстве Софья решила никогда не рожать детей, чтоб они не повторили ее судьбу. Силы ее на пределе, но она не ищет поддержки со стороны людей, так как давно разочаровалась в них. Именно в этот сложный период времени девушка также, как и Евгений, оказывается возле Покровского монастыря. Там молодые люди встречают женщину, которая каждую ночь сидит «на расстеленном прямо на тротуаре толстом ватном одеяле» и утешает людей, приходящих к ней за советом и молитвенной помощью.
6. А спустя время Софья оказывается и у мощей и иконы блаженной Матроны. Вот как об этом пишет автор: «У монастырских ворот Софья остановилась, над ними на голубой полукруглой полосе увидела надпись и прочитала ее шепотом: «Святая блаженная старица Матроно, моли Бога о нас!» Звякнули колокола сверху на колокольне. Софья перекрестилась и вошла в монастырь. Перед иконой обессиленные долгим стоянием в очереди люди преображались, от усталости на лицах не оставалось и следа, в глазах горело вдохновение. Многие опускались на колени на огороженный перед образом помост, потом подходили к иконе и, прижавшись к ней, что-то сокровенное тихо шептали блаженной. Они закрывали глаза, наверное, забывая в этот момент о мире, оставаясь со святой наедине. И старица внимала им тоже с закрытыми глазами.
7. В этот момент никто не мешал молитве человека, не торопил его. Это было его таинство, его право на покаяние, выстраданное, выстоянное в раздумьях. Не шевелясь, Софья стояла как завороженная, не могла отвести глаз от этого зрелища. Она не представляла, что столько людей и так искренне принародно готовы признать первенство над собой Бога и Его святых. В людской цепочке к иконе почти не было старух, которых она всегда считала основными верующими. Молодые парни и девушки, зрелые мужчины, деловые женщины - люди всех возрастов и сословий стояли тут на равных. Они все о чем-то просили Бога и ходатаем за них грешных умоляли стать блаженную старицу. И не возникало сомнений в искренности богомольцев, и понятно стало: какая разница, о чем они просили, главное - верили, что их слышат».
8. Здесь в монастыре девушка узнала, что в дни земной жизни блаженной старице, также, как и ей, пришлось пережить «многолетнее бездомье, жизнь без семьи, но у Матронушки судьба оказалась еще страшнее - слепота, паралич ног». А так как матушке «самой выпала невероятно горькая судьба» - ей, по мнению Софии, легко было «понять несчастия других, остроту чужой боли». Именно в ней, чудесным образом, Евгений и София и нашли того человека, которому можно было довериться как матери и который своей праведностью может спасти Москву от участи Содома и Гоморры.
***
Как отмечает Ирина Ордынская, когда она писала книгу о Матронушке, ей захотелось рассказать не только о святой старице, но и о простых людях, наших современниках. Поэтому кроме главных героев в романе есть еще несколько эпизодических лиц, которые, как Евгений и Софья, столкнувшись с болью и несчастьями, благодаря блаженной Матроне смогли жить дальше. Это произведение удостоено высоких наград, в том числе главного приза Международного конкурса «Лучшая книга года» и «Золотого Витязя» — одноименного литературного конкурса. По мнению читателей, уже познакомившихся с романом-притчей, он понравится всем: и верующим людям, и тем, кто стоит на духовном перепутье, и подросткам, определяющим в данный момент своё место в жизни, и просто любителям качественной прозы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!