У книжной полки. Русские волшебные сказки с православными комментариями

6 марта 2024 г.

Помните ли вы сказки, которые так любили слушать в своем далеком детстве? О Василисе Прекрасной, которую за ее красоту мачеха решила со свету сжить. Или о заколдованном Финисте, которого спасла любящая его Марьюшка. О Царевне Лягушке, которая оказалась Василисой Премудрой. Всех сказок и не перечислить, а между тем читая их и следя за увлекательным сюжетом, мы получали представление о добре и зле, учились настоящей дружбе, борьбе с пороками, знакомились с основами морали и нравственными ценностями. Вот только не все дети, выросшие в советской стране, знали, что сказка несет в себе и христианский смысл. У современных детей появилась такая возможность, этот смысл узнать. К этому призвана книга, которую мы предлагаем вашему вниманию.

***

1. Эта книга вышла в свет издательстве «Вольный странник» и называется она – «Русские волшебные сказки, с православными комментариями». Здесь собраны десять произведений из богатого фольклорного наследия русского народа. Каждая из сказок знакома многим детства: это «Василиса Прекрасная», «Иван-царевич и серый волк», «Финист - ясный сокол», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка» «Летучий корабль», «Волшебное кольцо» и другие. В этом издании каждая сказка снабжена комментариями, в которых текст осмысливается с христианской точки зрения. Комментарии к каждой сказке помогут понять скрытый смысл волшебной истории, научить ребенка мыслить и соотносить все происходящее со Священным Писанием.

2. В предисловии книги автор комментариев к сказкам, Мария Тряпкина пишет: «В одном из посланий апостола Павла говорится о невероятной вере, которая может всё на свете: «Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жёны получали умерших своих воскресшими». Так вот, - отмечает Мария, - русские волшебные сказки до краёв полны такой верой. Евгений Трубецкой - религиозный философ конца 19 - начала 20 века - говорил, что главный сказочный герой - это искатель «иного Царства». Он настолько верит в его существование, что меняет реальность. Но в глазах окружающих он - чаще всего дурачок, по сути же, обязательно становится царём или победителем.

3. Безусловно, у русской сказки есть языческие предпосылки. Об этом говорится в научной работе филолога и фольклориста Владимира Проппа «Исторические корни русской волшебной сказки». Но Пропп делает потрясающий вывод: сказка стала именно сказкой, когда сумела преодолеть в себе язычество. В сказках люди переплавили свои чаяния и надежды, высказали все страдания и ожидания, потому как душа их стремилась - хоть и подсознательно - в «иное царство». В итоге, в долго-долго формировавшееся русло русской волшебной сказки легла христианская мысль. Все лучшие сказочные образцы - это обточенные временем и живым фольклорным потоком удивительные тексты.

4. По словам Марии, русская народная сказка, особенно волшебная, составлена из мощных художественных образов. В ней нет лишних слов и событий. Читайте её внимательнее, присматривайтесь к деталям. Возьмем для примера одну из сказок, собранных на страницах этой книги. Это «Сказка про Ивана-царевича и серого волка». Автор комментария называет эту сказку мужской. Потому что все испытания проходит юноша. Царевич. Как отмечает комментатор, это особый тип героя. Ему нужно пройти долгий путь, чтоб вырасти до царя. В русских сказках главным героем часто бывает царевич. Кто это? Не царь. И даже не наследник. Он младший в семье, но всё-таки становится царём. Хитростью он берёт трон? Или, может быть, силой? Давайте посмотрим.

5. Царевича зовут Иваном. Это имя пришло к нам из Византии и изначально звучало как «Иоанн». С древнееврейского это слово переводится как «Бог сжалился». Это, по словам Марии, сразу открывает для нас много смыслов в сказке. А вот его отца зовут странным - видимо, языческим ещё - именем Берендей. Иван идёт из Берендеева царства на поиски чего-то другого. В Евангелии от Матфея есть такие слова: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Какие же сокровища влекут Ивана-царевича? Иван не ослушался отца, совершил настоящий подвиг: он очень хотел спать, но бодрствовал всю ночь ради важного дела. И стал достоин увидеть чудо — Жар-птицу.

6. В Евангелии говорится: «Царство Небесное силой нудится» (то есть силой берётся). Вот Иван тоже попытался силой взять чудесную птицу. Но пока не время! Нужно еще потрудиться. И в первую очередь - над собой. Братья Ивана отцу пообещали выполнить его поручение, но даже не постарались. В Евангелии есть притча о послушном и непослушном сыновьях. Там один сын пообещал отцу, но не исполнил. А другой сначала отказался, а потом подумал - и послушался. Здесь старшие братья, по сути, обманули отца, и это повлекло за собой другие грехи: враньё, зависть, воровство, убийство. А если бы они сразу признались и исправились, сказка могла быть совсем другой...

7. Вообще Иван-царевич очень похож на Адама. Он решительный, простосердечный, рассудительный. Когда его конь погиб, Иван не отчаялся, не стал ныть и унывать. И обратите внимание, как он заговорил с волком. Запросто, даже не удивился, что волк говорящий. Наверно, Адам в раю так же общался с животными. Когда появляется чудесный помощник волк? В самый трудный момент, когда Иван-царевич устал до смертушки, то есть сделал всё, что было в его силах. Иван заслужил этого помощника своими терпением, старанием, самоотверженностью и надеждой. Удивительно то, что волк преображается из страшного хищника в друга, похожего даже на ангела-хранителя. Видно, что-то такое было в Иване - настоящее, человеческое, чистое.

8. Но волк помогает только до определённого предела - в какой-то момент Иван должен делать всё сам. Волк снова приходит на помощь, когда царевич сам принимает решение, сам ошибается, сам осознаёт свои ошибки и просит прощения. Чего искала Иванова душа? Красоты! Ради неё он и проделал весь этот путь. Волк чувствовал, какие возвышенные цели влекут царевича. Поэтому и помогал, и руководил. А что происходит в конце? После того, как братья убивают Ивана, волк воскрешает его. Царевич возвращается к отцу достойным и единственным наследником. С невестой Еленой. Её имя в переводе с греческого — «избранная, светлая, сияющая».

***

Мы смогли рассмотреть комментарии только на одну из сказок в этой книге. С остальными наши юные читатели познакомятся сами. Да, думаю, и родителям будет интересно открыть для себя старые добрые сказки с новой стороны. Разные образы сказочных историй могут по-разному отзываться в душах разных читателей. Но именно в целом — своим настроем и направлением — эти сказки помогают детям осознать евангельские идеалы. Они учат ребенка доброте, состраданию, и дают понимание, что духовная сила всегда побеждает физическую, а стало быть – утверждает в вере, что добро всегда побеждает зло.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать