По словам святителя Феофана Затворника, «служа Отечеству, мы тем самым служим Богу». А Святейший Патриарх Кирилл отмечает, что «источником подлинного мужества и несгибаемой стойкости воинов может быть только вера в Бога и любовь к Родине. Эти два начала неразрывно связаны, ибо обретение Родины немыслимо без обретения веры. Вера возвышает воинское служение до служения Богу. Подлинный патриотизм может жить только в той душе, которая способна благоговейно чтить святыни своего народа. Истинная вера рождает истинный патриотизм». О русских воинах, для которых вера в Бога и любовь к Отчеству были неразрывны, рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.
***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве «Сибирская Благозвонница» и называется – «Русские святые воины в тысячелетней истории России». Она содержит сказания о житии воинов, полководцев и военных священников и история воинского духовенства. Автор издания - Владимир Робертович Анищенков, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, с 2016 по 2022 был главным редактором радиостанции Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами России «Победа». В предисловии он пишет: «Дивна и чудесна и памяти достойна» жизнь воинов и полководцев — защитников родной земли, Церковью прославленных и народом почитаемых. Их жития составляют истинную историю нашего Отечества.
2. Великие русские полководцы `Александр Невский и Дмитрий Донской почитаются Православной Церковью в сонме благоверных князей. Равно как и другие русские князья, познавшие радость воинских побед, но более известные как управители Державы Русской: равноапостольный Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав Великий, Владимир Новгородский, Андрей Боголюбский, Даниил Московский... В сонме святых — флотоводец Фёдор Ушаков, герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя, монахи Троице-Сергиевой Лавры. Монахом стал и славный богатырь Илья Муромец. Все они молитвенники, но, когда беда грозила Русской Земле, они брались за оружие, чтобы защитить слабых, оборонить беззащитных, постоять за веру Православную. И если потребуется — жизнь свою положить «за други своя».
3. В бою сложили свои светлые головы князья Георгий Владимирский, Василько Ростовский, воины Пересвет и Ослябя. Воин есть священное понятие на Руси. Воины — защитники Отечества, народа и веры, наш воистину Бессмертный полк. Как отмечает автор, идея собрать воедино жития русских воинов и полководцев в одной книге родилась на подворье Валаамского монастыря, где среди воинов Христовых служило много бывших воинов Российской армии. Усилиями братии под руководством настоятеля подворья игумена Варсонофия (Худоярова) была создана воскресная школа для русского офицерства и генералитета. Этот сборник житий предназначался в первую очередь для них.
4. По словам автора, при работе над материалами книги стала прослеживаться очевидная историческая закономерность: русские князья, выполняя свой долг полководца, требующего «твёрдой руки», в обыденной жизни проявляли христианские добродетели милосердия и сострадания к ближним. Строя города и крепости, они в первую очередь заботились о возведении храмов и основании монастырей. Заканчивая свой жизненный путь, многие из князей принимали монашеский постриг. Этот сборник по содержанию напоминал учебник по истории Руси. Христианской Руси. Книга была выпущена в свет подворьем Валаамского монастыря в 1995 и 1996 годах по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.
5. В моём архиве, - говорит Владимир Робертович, - сохранилось письмо Издательского совета Московского Патриархата от 25 марта 1996 года с грифом «Одобрено» и подписанного председателем Совета епископом (ныне митрополитом) Тихоном (Емельяновым). К письму приложена рецензия с такими словами: «Достоинства книги очевидны: она посвящена очень важной патриотической теме, воинам — героям минувшей истории нашего Отечества. На основе летописей и житийного материала автор живо и красочно повествует о военных подвигах русских князей-воинов, причём каждому их них даётся религиозно-нравственная характеристика. Ореол святости они заслужили своими деяниями: мужественным исповеданием веры, христианскими добродетелями, защитой Православия от инославной экспансии, жертвенной любовью к Родине и святостью жизни. Лейтмотив книги — это неоспоримая истина о том, что Господь благословляет праведную брань и защиту Отечества от врагов...»
6. В 1998 году настоятелем собора Спаса Нерукотворного Образа Заиконоспасского монастыря был назначен священник Александр Афанасьев. Автор и его семья стали прихожанами этого храма. И ведь что удивительно, отмечает Владимир Анищенков, - батюшка был среди тех, кто окормлял воинов — прихожан Валаамского подворья. Так и стоит перед глазами его высокая статная фигура с убелённой сединою бородой. А перед ним на исповеди — офицер в военной форме. В 1990-е годы такая картина была редчайшим явлением. Люди в погонах тогда делали лишь первые, ещё робкие шаги навстречу Христу. Как же важна была для них поддержка человека духовного!
7. В то время Спасский собор монастыря, что рядом с Красной площадью, напоминал, скорее, археологические раскопки древнего городища. Вместо пола — обычные доски. Алтарь — фанерный... На восстановление здания требовались серьёзные вложения. Но даже в таких сложных условиях отец Александр посчитал необходимым готовить новое издание книги «Русские святые воины». Свои проповеди он, как правило, заканчивал словами: «Любите веру Православную! Любите Родину! Любите язык наш русский! Храни вас всех Господь». В 2000 году батюшка принял монашеский постриг с именем Пётр. В том же году вышел в свет новый, дополненный сборник «Русские святые воины» в издательстве «Сибирская Благозвонница».
8. Тираж сборника был немаленьким (десять тысяч экземпляров), и уже давно весь разошёлся. Как говорится, книга ушла в народ. Промыслом Божиим многолетний проект «Русские святые воины» возвратился в «Сибирскую Благозвонницу», где и было подготовлено пятое издание книги. Оно наряду с традиционным жизнеописанием воинов и полководцев дополнено главой о военных священниках Православной Церкви в армии России. Да будет, - говорит автор, - примером духовный опыт и воинская доблесть русских святых воинов для освободителей древней Русской Земли. Для всех, кто вступил в духовную брань за Святую Русь.
***
Книга «Русские святые воины в тысячелетней истории России» написана живым художественным языком и будет интересна широкому кругу читателей. С учетом сегодняшних реалий она будет отличным подарком любому воину, участнику СВО, да и всем подросткам и юношам, будущим защитникам Родины, она будет полезна в деле воспитания патриотических чувств, мужества, стойкости, любви к Родине. Книга может быть использована в качестве учебного пособия для военных учебных заведений всех уровней. В адаптированном виде — для суворовских и нахимовских училищ, кадетских классов, а также для работы военных священников в войсках и военно-патриотических клубах. Предназначена она и для войсковых храмов и библиотек.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
У книжной полки. Петр Алеут, cвятой эскимос
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ׃ митрополит Викентий о духовном отце и почитании родителей
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ׃ митрополит Викентий — о внешнем, внутреннем и Жизни Вечной
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ׃ митрополит Викентий — о зарплате в Царстве Небесном и на земле
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!