***
1. Эта книга, вышедшая в издательстве Благовест, представляет собой сборник назидательных поучений святого праведного Иоанна Кронштадтского, посвященных великому событию в человеческой истории - Рождеству Христову, избранных из всех его творений. В конце 19 века в России по свидетельству современников не было практически ни одного человека, который не слышал бы имени святого Иоанна Кронштадтского. Так протоирей Петр Альбицкий писал: «Популярность его была беспримерна. В России его знали все: стар и млад, православные и инословные, русские и иностранцы. Знали его и в Западной Европе, и в Америке, и в Азии. Другого такого отца Иоанна не было. Кронштадтский Батюшка был один».
2. Его яркое, насыщенное слово «о Боге, мире и человеке» обращено к каждому из читателей. И оно наставляет, помогает и утешает нас на путях духовной жизни. Из многочисленных житийных изданий мы знаем, что родился святой батюшка в бедной семье скромного псаломщика, испытал бедность и нужду. Суровые условия жизни сделали его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе. В тоже время они воспитали в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. С самых ранних лет родители научили сына молиться, сумели привить ему любовь к православному богослужению. Истинной радостью для Иоанна было чтение религиозной литературы, которому он отдавался со всей юношеской пылкостью, и постигал Священное Писание и толкование на Евангелие св. Иоанна Златоуста.
3. Незадолго до окончания обучения в Духовной Академии он женился на дочери ключаря Андреевского собора г. Кронштадта, уговорив ее в браке вести целомудренную жизнь. В декабре 1855 года он был рукоположен во священника. С этого момента началось его служение на ниве Божией и продолжалось оно почти 53 года. Как отмечал митрополит Филарет (Вознесенский), начавши свой путь скромным, рядовым священником в Кронштадтском соборе, о.Иоанн все свое внимание и силы устремил на то, что именуется у нас «внутренним человеком». Сам святой говорил впоследствии, что он решил твердо, с первого дня своего пастырства, все время наблюдать за самим собой, все время углубляться в самого себя, все время самого себя контролировать.
4. Так проверяя, он старался пресекать всякие грешные желания, всякие побуждения к греху, как только он заметит их в своей душе. В связи с этим, с самых первых дней своего служения святой подвижник вел дневник, выдержки из которого впоследствии составили книгу «Моя жизнь во Христе». Каждый день из года в год в течение 40 лет он записывал свои мысли, чувства, все движения души. Духовный опыт, запечатленный «из первых уст» в дневниках святого пастыря, сегодня является величайшим сокровищем церковного предания. Если же говорить в целом о письменном наследии святого пастыря, - то оно богато и составляет около 4500 печатных страниц. Это - дневники, проповеди и брошюры различного содержания. На основе некоторых творений праведного Иоанна и составлена эта книга.
5. В ней вы найдете жизнеописание святого праведного Иоанна Кронштадтского, слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, несколько слов, сказанных в разные года на Рождество Христово и на новый год. Кроме того, в сборник включены проповеди: в неделю по просвещении, об искуплении рода человеческого и о приготовлении его к тому, о явлении Бога во плоти и о благости Божией в восстановлении падшего человека. Одну из своих проповедей святой Иоанн начинает словами Евангельской песни: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение" (Лк. 2:14). Эту песнь Младенцу Христу воспел сонм ангелов на земле при Его Рождестве.
6. Как отмечает проповедник, "кратка эта песнь, но смысл и значение ее премудры и многосодержательны. В ней заключена и открыта нам тайна вочеловечения Сына Божия для спасения мира. Этой тайне, по словам Церкви, удивилось всякое естество ангельское". Далее праведный Иоанн предлагает задуматься над вопросом: где же мир на земле, который возвестили ангелы пастырям вифлеемским? А затем отмечает, что даже в самом Иерусалиме, граде Давидовом, в котором был храм живому Богу, не было мира. Когда волхвы, пришедшие с Востока в Иерусалим, спрашивали: «Где есть родившийся Царь Иудейский?» – то от одного этого известия пришел в смятение и Ирод-царь и весь Иерусалим с ним (Мф. 2:1–3). Во всемирной державе Римской в то время не было мира.
7. Но и в последующие времена, по словам пастыря, было не лучше. Страшные гонения на верующих во Христа в продолжение трех столетий залили всю землю кровью христианских мучеников: брат предавал брата на мучения, отец – жену и детей, дети – родителей. Человеческие отношения, кровные узы, родство – всё было поругано и попрано. И в самом Иерусалиме была мерзость запустения. Да и в наши времена потрясаются общества и царства, продолжаются международные и междоусобные разногласия и войны, ереси и расколы, заговоры, преступные зловредные учения, усиливающиеся ниспровергнуть вековые государственные учреждения и основы общежития семейного, гражданского и религиозного".
8. Как актуальны и сегодня эти слова Кронштадтского пастыря, который снова спрашивает у тех, кто слушал слово его: где же мир, возвещенный ангелами? И отвечает словами апостола: В мире его нет: мир весь во зле лежит (1Ин. 5:19). Но с пришествием Сына Божия на земле был воцарен мир сначала в малом избранном стаде, в апостолах, которым Он многократно преподавал этот мир, а потом во всем царстве благодати, распространившейся по всей земле. Это царство – есть святая, православная апостольская Церковь, в которой почивают всегда мир и радость о Духе Святом, благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца. И потому, по словам святого Иоанна, всякий истинно верующий и исполняющий заповеди Христовы человек, всякий истинно кающийся грешник, имеет внутри себя мир Христов".
***
Отец Иоанн является глубоким мыслителем, великим духовным писателем и учителем Церкви. Достаточно прочесть одну страницу его творений, чтобы в этом убедиться. Беседы и наставления Кронштадтского пастыря укрепляют душевные и духовные силы верующих людей. Святой подвижник неустанно повторяет, что каждый человек дорог Господу и весь мир ему покорен. Сам Сын Божий сошел с небес на землю для спасения человека от вечных мучений, для примирения его с Богом. Это мы вспоминаем в светлый праздник Рождества Христова вместе со святым праведным Иоанном Кронштадтским.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 30 апреля. Великий Вторник. Обретение мощей преподобного Александра Свирского
Евангелие 30 апреля 2024. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий
Читаем Апостол. 30 апреля 2024
День ангела. 30 апреля
Этот день в истории. 30 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!