Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга продолжает подарочную серию, посвященную главным церковным праздникам года. В нее вошли общие сведения о праздниках, ветхозаветные пророчества о Рождестве Христовом, апостольские и евангельские чтения, рассказы и стихи, посвященные Рождеству и Крещению Господню. Как говорится в издании, «гражданский Новый год, который празднуется в последнюю неделю Рождественского поста, напоминает, что жизнь христиан отлична от жизни мира. Слова на Новый год, произнесенные святителем Иоанном Златоустом полторы тысячи лет назад, сказаны и про наше время:
2. «Происходящие сегодня дьявольские всенощные гулянья, шутки, бранные крики, ночные пляски и смешные забавы хуже всякого неприятеля пленили наш город; и тогда, как должно было бы сокрушаться, плакать, стыдиться, как согрешившим, так и несогрешившим, одним смотря на свои грехи, а другим смотря на бесчиние братии, наш город веселится, красуется и увенчивается...» Хотя накануне гражданского Нового года во многих храмах проходят новогодние молебны, в Церкви не существует единого мнения, как относиться к его празднованию и нужно ли его праздновать вообще. Некоторые священники и миряне не считают гражданский Новый год праздником и не встречают его. Однако, как отмечают издатели, чаще всего дома или на работе нас окружают люди неверующие, нецерковные, для которых Новый год является дорогим семейным праздником. И обижать их не стоит.
3. Проявляя христианскую любовь, мы можем сесть за праздничный стол, и нет ничего греховного, если, не нарушая поста, скромно, с постной трапезой, мы отметим в кругу семьи или друзей наступление Нового года, скажем друг другу добрые пожелания на грядущее лето благости Божией. Замечательный совет по этому поводу дает протоиерей Александр Шаргунов: «Лучше всего, с внутренней молитвой, взять организацию застолья в свои руки с тем, чтобы накрыть вкусный постный стол, избежать чрезмерного веселья, пошлости и ночных телевизионных бдений, вводящих людей в соблазн и грех. Во всех случаях помните, что не следует возвышаться над людьми светскими, малоцерковными и пребывающими в плену мирских, зачастую вредных для души обычаев». Вместе с этим, и празднующим, и не празднующим наступление гражданского Нового года, надо помнить слова святителя Иоанна Златоуста, сказанные им по поводу и до сих пор не изжитого суеверия, что как встретишь Новый год - так он и пройдет:
4. «Крайне безумно, - пишет святитель - по одному счастливому дню ожидать того же на весь год. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый, и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, - потому что день ото дня ничем не разнится, но - по нашему усердию или беспечности. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то - худ и неразлучен с наказанием. Если ты будешь так рассуждать и так настраивать себя, совершая каждый день молитвы и милостыни, то весь год для тебя будет счастлив; а если ты, не заботясь о добродетели, будешь ожидать радостей для души своей от начала месяцев и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго».
5. После того, как весь мир встретит новый год, наступит строгий пост, и все мы окажемся в преддверии Рождества Спасителя. Об истории самого праздника составители книги пишут следующее: «Рождество Господа Церковь празднует почти две тысячи лет. Уже в Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова. Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, воньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во втором столетии на день Рождества, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский. В третьем веке об этом празднике упоминает святой Ипполит.
6. Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никомидийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова. В четвертом веке о нем пишут преподобный Ефрем Сирин, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский. В шестом веке император Юстиниан установил праздновать Рождество Христово по всей земле. Этот праздник занимает особое место в годичном богослужебном круге. В старых изданиях Типикона он, подобно светлому Христову Воскресению, именовался Пасхой, чем подчеркивалась тесная связь Рождества Спасителя с тайной нашего спасения и избавления от греха и смерти. Сведения о том, как проходит рождественская служба, читатели так же найдут в этой книге.
7. Нельзя не упомянуть и о святочных днях, которые начинаются сразу после праздника Рождества и продолжаются до Богоявления. Святки, как их еще называют, возникли после того, как общий праздник Богоявления, объединявший и Рождество, и Крещение Спасителя, был разделен на два праздника. Промежуточные дни между Рождеством и Богоявлением как бы составили один день праздника. Уже в церковном Уставе преподобного Саввы Освященного (6 век), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келии», и возбранено совершать священнодействие брака.
8. В 567 году на Церковном соборе все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В России на святки было принято «колядовать», что означает, по словарю Даля, «славить Христа, ходить о святках по домам, с песнями, собирая подачки», то есть угощение. Колядование - это продолжение славления Спасителя, которое было начато в храме. Таким образом, наши предки как бы доносили радостную весть о Рождении Господа до каждого дома, каждому человеку. Избранные тексты колядок представлены на страницах этого сборника.
***
Эта книга призвана вместе с пользой духовной, принести читателю и душевную радость. И как пишут издатели, если для вас предстоящие праздники имеют значение, встретьте их, по слову святителя Иоанна Златоуста, молитвой. Например, если вы не идете в храм в новый год, можно прочесть дома тропари, которые поются в день церковного новолетия. Можно дополнить духовную трапезу чтением святоотеческих сочинений. А в праздник Рождества Христова можно прочитать Евангельские и Апостольские чтения, а также фрагменты беседы на Евангелие от Матфея святителя Иоанна Златоуста и дивной проповеди на праздник Рождества святителя Григория Богослова. Эти чтения также представлены на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!