У книжной полки. Рождество Богородицы. Русская икона: образы и символы

21 сентября 2020 г.

Рождество Богородицы – событие таинственное. Не только потому, что о нем ничего не сказано в Новом Завете. Но и потому, что появление Приснодевы на свет стало настоящим чудом. Она родилась в семье престарелых и долгое время неплодных Иоакима и Анны. Этой тайне и этому чуду посвящено множество церковных гимнов. Они звучат в православных храмах в день праздника Рождества Богородицы. А на середину храма в этот день выносят особую праздничную икону с изображением этого великого события. Такие иконы в Византии и на Руси писались, по крайней мере, с Х столетия. Об истории этого иконографического сюжета, о его духовном смысле и символике рассказывает эта книга. Она вышла в свет в издательстве Метропресс в серии «Русская икона: образы и символы» и называется «Рождество Богородицы».

***

1. Как отмечает автор книги, Светлана Николаевна Липатова, любая икона, на которой изображено какое-либо событие из земной жизни Спасителя или Пресвятой Богородицы, рассказывает нам, прежде всего, об обстоятельствах, которые его сопровождали. В то же время каждый такой образ наполнен символами, раскрывающими особый смысл праздника в евангельской и всеобщей истории, его значение в Божественном Замысле о спасении человеческой души. Что же мы видим на иконе Рождества Богородицы? Ложе, на котором возлежит праведная Анна, — всегда в центре икон Рождества Пресвятой Богородицы. Вокруг него служанки с дарами, рядом — женщины, омывающие в большой чане-купели новорожденного младенца.

2. Сквозь такие бытовые детали проступает радость о появлении на свет Девочки, названной престарелыми родителями Марией. Она — долгожданный ребенок, вымоленный у Господа, и именно Ей уготовано стать Матерью Сына Божия Иисуса Христа. О рождестве Богородицы, с благоговением запечатленном древними мастерами на иконах, в храмовых росписях, мозаике и шитье, рассказывает эта книга. Как отмечают издатели, сложно совместить научную компетентность, информативность с живостью языка и увлекательностью. Но автору тома эта задача оказалась по плечу. Эта книга для всех тех, кто неравнодушен к истории Отечества, кто хочет знать больше о русской духовной культуре. Издание прекрасно проиллюстрировано и потому, как считают издатели, наверняка понравится детям.

3. Как говорится в первой главе книги, в четырех канонических Евангелиях, которые входят в состав Нового Завета, нет никаких сведений о рождении Девы Марии. О Ее родителях и о Ее детстве мы узнаем только из апокрифических сказаний, появившихся уже в первые века христианства. Слово «апо­криф» переводится с греческого языка как «сокровенный, тайный». Так называли различные сочинения, которые возникали в религиозной среде с целью допол­нить сведения о жизни Спасителя и свя­тых подробностями, отсутствовавшими в Новом Завете. Их авторы оставались, как правило, неизвестными, а тексты были в различных списках и редакциях. Популярность этих сочинений была обусловлена интересом членов растущей христианской общины к достоверным свидетельствам об Иисусе Христе, боль­шинство из которых приписывалась оче­видцам Его земной жизни.

4. Некоторые из апокрифов впоследствии были запрещены Церковью и включены в индексы так называемых «отреченных», то есть запрещенных книг, поскольку в них ис­кажалось христианское вероучение, со­держались сомнительные или фантасти­ческие сведения. Другие же признавались достоверными, так как содержали допол­нения, не противоречащие основному евангельскому повествованию и церков­ной традиции. Они вот и в Священное Предание наряду с творениями святых Отцов и проповедями. К таким важным апокрифическим ска­заниям относится так называемое Протоевангелие пли Первоевангелие Иакова, получившее такое название вследствие того, что в нем описываются события, предшествовавшие появлению христи­анства.

5. Как отмечает автор, это сочинение было создано, предположительно, во II в. от имени некоего Иакова, который сам называет себя автором в заключительной главе. Существует предположение, что им мог быть сын Иосифа Обручника Иаков, впоследствии ставший одним из учеников Христа. В любом случае, авторитетность апокрифа подкреплялась его именем. В самом сказании чрезвычайно подробно рассказывается о святых Иоакиме и Анне, о родителях будущей Богоматери, о рождении у них Дочери и первых годах ее жизни в иерусалимском храме. Возможно, это древнейший из дошедших до нас письменных источников, в кото­ром зафиксировано почитание Богома­тери.

6. Именно текст Протоевангелия послужил основой для формирования празд­ников, посвященных Богородице, стал источником для создания иконографии родителей Богоматери — праведных Иоакима и Анны, и таких сюжетов, как Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы, Ее Рождество, Введение во храм, и других. Значение этого апо­крифа для христианской традиции трудно переоценить. Именно из него мы узнаем, что рождению Богоматери предшествовали события, наполненные глубокими переживаниями и удивитель­ными предзнаменованиями. Рождество Богоматери стало важнейшим событием ветхозаветной эпохи, означавшим окончание этого периода.

7. Оно явственно приблизило наступление новозаветного времени, стало днем исполнения проро­честв, как об этом поется в одной стихире праздника: Вот рождается предопределенная до зачатия Матерь Бога нашего, сосуд девства, Ааронов жезл, прозябший (произросший) от корня Иecceeвa, возвещение пророков и прозябение (то есть произрастание) Иоакима и Анны: рождается, и мир с Нею обновляется». Рассказ Протоевангелия далее про­должается событиями детства Богома­тери. Они добавляют к чрезвычайным обстоятельствам Ее рождения столь же необычные сведения, подчеркивающие избранность Девы Марии, Ее высочайшее предназначение.

8. Автор рассказывает в книге о почитании как Пресвятой Девы Марии, так и о ее святых родителях, Иоакиме и Анне, говорит о храмах, возводимых в их честь. А потом переходит к самой иконографии праздника, рассказывает об образах и символах, которые раскрывают нам историю этого значительного в истории Церкви и всего человечества события. А далее говорит о том, как святые образы отражены в прикладном искусстве. Как отмечает автор, великолепные памятники Древней Руси – это не только иконы или фрески, но и образа, созданные в совершенно различных техниках – вышитые на ткани, отчеканенные на металле, рожденные под кистью художника на пергаменте рукописных книг.

***

Завершает эту книгу, как и все предыдущие издания из серии «Русская икона: образы и символы», рассказ об одном шедевре. Как отмечает автор, каждая древняя икона, сохранившаяся до наших дней вопреки многим испытаниям, доносит из глубины веков те идеалы прекрасного, которыми жили наши предки. У каждого образа своя судьба и свои неповторимые особенности. При этом из многочисленных памятников русского искусства нет ни одного, существующего отдельно от культуры того или иного времени, когда она была создана. Икона, о которой рассказывает автор в заключительной главе, была написана в правление царя Бориса Годунова. Чем она знаменательна и как отражает собой ту историческую эпоху, читайте на страницах этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать