***
1. Как отмечает автор книги, Светлана Николаевна Липатова, любая икона, на которой изображено какое-либо событие из земной жизни Спасителя или Пресвятой Богородицы, рассказывает нам, прежде всего, об обстоятельствах, которые его сопровождали. В то же время каждый такой образ наполнен символами, раскрывающими особый смысл праздника в евангельской и всеобщей истории, его значение в Божественном Замысле о спасении человеческой души. Что же мы видим на иконе Рождества Богородицы? Ложе, на котором возлежит праведная Анна, — всегда в центре икон Рождества Пресвятой Богородицы. Вокруг него служанки с дарами, рядом — женщины, омывающие в большой чане-купели новорожденного младенца.
2. Сквозь такие бытовые детали проступает радость о появлении на свет Девочки, названной престарелыми родителями Марией. Она — долгожданный ребенок, вымоленный у Господа, и именно Ей уготовано стать Матерью Сына Божия Иисуса Христа. О рождестве Богородицы, с благоговением запечатленном древними мастерами на иконах, в храмовых росписях, мозаике и шитье, рассказывает эта книга. Как отмечают издатели, сложно совместить научную компетентность, информативность с живостью языка и увлекательностью. Но автору тома эта задача оказалась по плечу. Эта книга для всех тех, кто неравнодушен к истории Отечества, кто хочет знать больше о русской духовной культуре. Издание прекрасно проиллюстрировано и потому, как считают издатели, наверняка понравится детям.
3. Как говорится в первой главе книги, в четырех канонических Евангелиях, которые входят в состав Нового Завета, нет никаких сведений о рождении Девы Марии. О Ее родителях и о Ее детстве мы узнаем только из апокрифических сказаний, появившихся уже в первые века христианства. Слово «апокриф» переводится с греческого языка как «сокровенный, тайный». Так называли различные сочинения, которые возникали в религиозной среде с целью дополнить сведения о жизни Спасителя и святых подробностями, отсутствовавшими в Новом Завете. Их авторы оставались, как правило, неизвестными, а тексты были в различных списках и редакциях. Популярность этих сочинений была обусловлена интересом членов растущей христианской общины к достоверным свидетельствам об Иисусе Христе, большинство из которых приписывалась очевидцам Его земной жизни.
4. Некоторые из апокрифов впоследствии были запрещены Церковью и включены в индексы так называемых «отреченных», то есть запрещенных книг, поскольку в них искажалось христианское вероучение, содержались сомнительные или фантастические сведения. Другие же признавались достоверными, так как содержали дополнения, не противоречащие основному евангельскому повествованию и церковной традиции. Они вот и в Священное Предание наряду с творениями святых Отцов и проповедями. К таким важным апокрифическим сказаниям относится так называемое Протоевангелие пли Первоевангелие Иакова, получившее такое название вследствие того, что в нем описываются события, предшествовавшие появлению христианства.
5. Как отмечает автор, это сочинение было создано, предположительно, во II в. от имени некоего Иакова, который сам называет себя автором в заключительной главе. Существует предположение, что им мог быть сын Иосифа Обручника Иаков, впоследствии ставший одним из учеников Христа. В любом случае, авторитетность апокрифа подкреплялась его именем. В самом сказании чрезвычайно подробно рассказывается о святых Иоакиме и Анне, о родителях будущей Богоматери, о рождении у них Дочери и первых годах ее жизни в иерусалимском храме. Возможно, это древнейший из дошедших до нас письменных источников, в котором зафиксировано почитание Богоматери.
6. Именно текст Протоевангелия послужил основой для формирования праздников, посвященных Богородице, стал источником для создания иконографии родителей Богоматери — праведных Иоакима и Анны, и таких сюжетов, как Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы, Ее Рождество, Введение во храм, и других. Значение этого апокрифа для христианской традиции трудно переоценить. Именно из него мы узнаем, что рождению Богоматери предшествовали события, наполненные глубокими переживаниями и удивительными предзнаменованиями. Рождество Богоматери стало важнейшим событием ветхозаветной эпохи, означавшим окончание этого периода.
7. Оно явственно приблизило наступление новозаветного времени, стало днем исполнения пророчеств, как об этом поется в одной стихире праздника: Вот рождается предопределенная до зачатия Матерь Бога нашего, сосуд девства, Ааронов жезл, прозябший (произросший) от корня Иecceeвa, возвещение пророков и прозябение (то есть произрастание) Иоакима и Анны: рождается, и мир с Нею обновляется». Рассказ Протоевангелия далее продолжается событиями детства Богоматери. Они добавляют к чрезвычайным обстоятельствам Ее рождения столь же необычные сведения, подчеркивающие избранность Девы Марии, Ее высочайшее предназначение.
8. Автор рассказывает в книге о почитании как Пресвятой Девы Марии, так и о ее святых родителях, Иоакиме и Анне, говорит о храмах, возводимых в их честь. А потом переходит к самой иконографии праздника, рассказывает об образах и символах, которые раскрывают нам историю этого значительного в истории Церкви и всего человечества события. А далее говорит о том, как святые образы отражены в прикладном искусстве. Как отмечает автор, великолепные памятники Древней Руси – это не только иконы или фрески, но и образа, созданные в совершенно различных техниках – вышитые на ткани, отчеканенные на металле, рожденные под кистью художника на пергаменте рукописных книг.
***
Завершает эту книгу, как и все предыдущие издания из серии «Русская икона: образы и символы», рассказ об одном шедевре. Как отмечает автор, каждая древняя икона, сохранившаяся до наших дней вопреки многим испытаниям, доносит из глубины веков те идеалы прекрасного, которыми жили наши предки. У каждого образа своя судьба и свои неповторимые особенности. При этом из многочисленных памятников русского искусства нет ни одного, существующего отдельно от культуры того или иного времени, когда она была создана. Икона, о которой рассказывает автор в заключительной главе, была написана в правление царя Бориса Годунова. Чем она знаменательна и как отражает собой ту историческую эпоху, читайте на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!