***
1. Как отмечают издатели, читателю, взявшему в руки эту книгу, предстоит встреча с необычным произведением. Таинственна история его обретения, и неизвестен автор, но предполагается, что он был одним из величайших подвижников своего времени, воистину избранным сосудом благодати Божией - через него говорил Сам Господь. Как отмечает монах Василий вначале своего повествования, «Старец редко нарушал свой затвор и только, движимый любовью к ученикам, выходил к ним и поучал своими словами, исполненными духовной сладостью и мудростью».
2. Беседа, которая изложена на страницах этой книги, состоялась тогда, когда монах Василий, узнав, «что блаженный Старец недомогает», и он «сильно пожелал увидеть его, прежде чем Господь призовет его из этой жизни». С монахом Василием пришли и другие братия, и «просили Старца удостоить их своего благословения и поучения». Как рассказывает автор рукописи, Старец вскоре вышел к ним. «Он был, - пишет монах Василий, - совершенно седой, роста среднего, несколько сгорбленный, на устах его была добрая улыбка, и с добротой он взирал на каждого из нас. Часто в глазах его отражалась скорбь, потому что он глубоко жалел весь мир, погрязший в грехах и бедствиях, и, говоря о сем, Старец опускал голову и плакал».
3. Монахи сели полукругом и внимали словам Старца. А он говорил им, «до какой степени Господь желает нашего спасения, и все делает для этого, и до какой степени простирается Его милость и благодатная помощь и праведнику, и грешнику, и до какой степени это необходимо с нашей стороны для спасения души: трапеза веры исполнена до пределов; и, однако, люди небрегут о спасении своей души и призыв Господа не хотят слушать». А ведь, как отмечал Старец, «даже самые слова "спасение" и "спастись" говорят о крайней опасности». «Эти слова, наставлял подвижник, - мы связываем с понятием крайней опасности и бедствия, говоря, например: "спасся от пожара", "спасся от гибели", "спасся во время нашествия врагов" и так далее. Потому эти слова должны побуждать человека к сугубой осторожности в жизни и к сильному желанию спастись; должны будить в человеке веру в Спасителя и любовь к Нему.
4. А между тем, люди небрегут о сем, считая, что реален только этот земной мир, видимый нашим глазам. Однако старец напоминает нам, что «материальный мир находится во власти времени» и разрушается, тогда как «духовный мир стоит вне этих ограничений, вне этих цепей и рамок меры, и он бесконечно богат, вечен и неразрушим». Еще, стоит отметить, что изложенная в книге беседа состоялась накануне Пятидесятницы, за пять дней до праздника. Поэтому Старец по большей части говорит с братией о Святом Духе, Который «после первой христианской Пятидесятницы, бывшей во времена святых апостолов, уже неотступно и всегда пребывает в Церкви, и благодать Его неоскудно совершает все таинства в течение всего года».
5. По словам Старца, «праздник Святой Пятидесятницы - это не только воспоминание прошлого события. Но это — и особое, обильнейшее пребывание Святого Духа в Церкви и сильнейшее осенение Его благодатию всех тех, кто в этот день молитвенно пребывает в храме Божием и, преклонив свои сердца и колена, молятся о приятии Святого Духа в свои души и благословения на свою жизнь. А «Дух Святой, - как говорит старец, - пребывает там, где — вера правая и утверждение в добре и правде незыблемое». Подвижник напомнил своим слушателям, и напоминает сегодня нам со страниц этой книги, что каждый человек, по слову апостола Павла, есть храм Божий.
6. В послании к Коринфянам апостол пишет: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы — не свои» (1 Кор. 6,19). Т. е., - отметил Старец, - принадлежите не себе, а Богу; принадлежите Господу нашему Иисусу Христу, Который искупил вас великой ценою (1 Кор. 6,20), Кровью Своею честной, которой Он приобрел вас для Себя (Деян. 20,28). Таким образом, каждый из нас — храм Божий. И Дух Святой пребывает в нас тогда, когда у нас «вера православная и образ жизни отвечает этой вере». Как отмечает Старец, «Дух Святый это — Самое Прекрасное, что только есть в мире». Обращаясь к одному из собеседников, быть может к монаху Василию, Старец говорит ему: «Брат, знаешь ли ты, Кто Такой — Дух Святый? Если ты ответишь: да знаю, — то ты заблуждаешься, и я боюсь за тебя, потому что только Бог знает Сам о Себе, по слову апостола: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, И).
7. Это еретикам присуще как бы «брататься» с Духом Святым; нам же, православным, достоит со страхом и трепетом и самое имя поминать Святого Духа, нашего Бога. Но если ты ответишь: нет, не знаю, — то опять же я боюсь и болезную за тебя, потому что это свидетельствует о том, что жизнь твоя остается беспросветной ночью. Брат, мы должны знать Духа Святого в малой мере нашего восприятия: потому что если Духа Христова нет в тебе, то ты не — Христов; если Дух Святый не коснется в этой жизни твоего сердца, то — горе тебе, потому что ты еще духовный мертвец (Рим. 8,9-10)».
8. И далее Старец объясняет собравшимся, как Дух Святой являет Себя каждому из нас, как Он касается нашего сердца, как Он зовет нас к себе, как утешает. Старец предлагает своим слушателям обратить внимание на окружающий мир и задуматься, для чего Господь создал его. Говорит и о создании человека, и о том, почему мы, потомки Адама и Евы, должны нести наказание и страдать за их грехи. Вновь напоминает, что «Бог есть любовь и что Он так возлюбил нас, что послал Сына Своего для спасения нас, и Он умер за нас на кресте». И что «Господь радуется о каждом, кто тянется к Нему, неизмеримо больше, чем мать о любви своего ребенка к ней». Обо всем этом и многом другом говорит с нами подвижник 15 века со страниц этой книги.
***
Как отмечают издатели, «знаменательно то, что все сказанное в древнем тексте поразительно актуально и кажется обращенным именно к нам, современным людям, порой запутавшимся в суматохе повседневной жизни и нередко теряющим истинные жизненные ориентиры в погоне за призрачным счастьем и сиюминутным успехом. С небрежением относясь к делу своего спасения, мы забываем о главном: Бог создал человека по образу Своему и подобию и, значит, — для жизни вечной, радости, святости. Как избавиться от навязчивого плена внутренних заблуждений и, совершая свой посильный труд на пути к «новой земле» — духовной и бессмертной, уберечься от уныния и ропота, ложных страхов и ошибок, обрести мир с собой и Богом — во многих подобных вопросах помогает разобраться эта удивительно тонкая и глубокая книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!