У книжной полки. Радость великопостного крестоношения

18 марта 2024 г.

Вот и наступило благодатное время Великого поста — «время духовного преображения, изменения своей жизни, ее обновления. Каждый может через покаяние и смирение сделать свою душу нерукотворным храмом Божиим, вместилищем праведности и святости». Но как этого достичь? Как настроить свою душу на покаянный лад? Как правильно понимать смысл великопостных церковных песнопений и чтений из Священного Писания? Ответы на эти и другие вопросы содержатся в книге, которую мы предлагаем вашему вниманию. Это третье издание цикла богослужебных проповедей митрополита Владимира (Икима) под названием «Врата покаяния» в двух частях, содержащее проповеди периода Великого поста. Сегодня на нашей книжной полке находится вторая часть двухтомника - «Радость великопостного крестоношения».

***

1. Эта книга вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. Как отмечают издатели, Евангельские и Апостольские чтения и песнопения великопостного богослужения посвящены обращению души к покаянию и пробуждению в ней осознания своей греховной слабости и потому необходимости помощи Божией и нашего постного покаянного труда. Традиционно, издревле, многие церковные проповедники посвящали проповеди толкованию Евангельского или Апостольского чтения или, по крайней мере, уделяли ему важное место в своей проповеди. Этой традиции следует и митрополит Владимир. Второй том книги  «Врата покаяния» назван «Радость великопостного крестоношения» и посвящен шествию православного христианина по спасительному поприщу Великого поста.

2. Автор избирает для себя обращение ко всей пастве — и к духовно «продвинутым» многолетним прихожанам, и к новоначальным, и к еще неопытным в церковной жизни, и даже к тем, кого называют редкими «захожанами» храмов, но которые столь же ценны в очах Божиих, как и первые и вторые. Отсюда и несколько «усредненный» стиль проповедей митрополита Владимира. Они предназначены для широкого круга слушателей и читателей, умеренно сочетающих в себе как высокие истины православной догматики и святоотеческой аскетики, святоотеческую и библейскую цитацию, так и простой язык бытовых и жизненных примеров и обращений к людям, неискушенным в «высоком», с которыми проповеднику приходится общаться, так сказать, начиная «издалека»:

3. «Задумаемся о том, говорит Владыка, что вся Святая Четыредесятница фактически есть образ нашей временной, земной жизни, преисполненной печалей, тревог, испытаний, болезней, проблем и забот. Наверное, нет ни дня, проживаемого нами спокойно и умиротворенно, в каждом своя скорбь, и у каждого человека свой крест. Мы живем, суетимся, решаем какие-то, как нам кажется, важные мирские задачи и при этом согрешаем непрестанно, в той или иной степени, словом, или делом, или помышлением. Можем ли мы при этом не воздвигать на себя гнева Божия? Вот откуда берутся бесконечные человеческие досады, огорчения и неудачи, недуги телесные и духовные, трудности в делах семейных и общественных.

4. Отсюда и земля стала юдолью печали и скорби. И как же не впасть при таком положении дел в уныние и отчаяние в ожидании обретения того, что при всех скорбях нас истинно поддержит и сможет спасти?» Причину этого тягостного положения человека автор традиционно-христиански видит во зле греха человеческого, призывая каждого осознать эту свою ответственность за грех: «Зло берет начало от отпадения во грех диавола и затем человека, в котором оно происходит от искаженной воли, от неправильного выбора свободного и разумного существа, а не от Творца. Вот и получается, что царство злобы в наших душах зависит от нас самих, хотя и под влиянием бесовским.

5. Под этим влиянием, которого мы слушаемся добровольно, мы оскверняемся различными пороками и беззакониями, бываем злобными, гневливыми, нерадивыми, раздражительными, ленивыми, лживыми, несправедливыми, невежественными, завистливыми, способными на самые тяжкие преступления, вплоть до убийства... Человек создан по образу Божию, но все перечисленное выше искажает его в нас, помрачает истинную красоту всякой человеческой души». Вернуть себе эту красоту нам мешает все тот же грех. О его разрушительной силе автор пишет, что «поприще Великого поста дает нам возможность узнать свои беззакония, увидеть лицо всякого греха — гнусное и страшное. Мы должны осознать, что грехом разрушаем порядок естества, что, греша, мы сами себя охотно оправдываем и обманываем.

6. Но правда Божия несовместима с человеческой ложью. Всякий грех — обман, разлучающий нас с Богом, отгоняющий от нас Божественную благодать, Вышнюю помощь». При этом «грех человеческий имеет разнообразную палитру всевозможных оттенков. И так трудно каяться, так трудно порой возненавидеть свои прегрешения, с которыми мы срослись всем существом своим и зачастую просто не замечаем их. Сложно увидеть грех внутренними очами, еще труднее поставить его перед своей совестью и действительно устыдиться, испытать стыд за него», что и требуется в процессе покаяния. Автор предостерегает: «Страшно оставаться в нераскаянных грехах, медлить с покаянием и очищением. Кто знает, не заберет ли Господь в эту минуту или секунду нашу душу? Будет ли у нас еще время покаяться? Сроки жизни неведомы нам...

7. Оставаясь во грехах, откладывая исповедь, мы рискуем своей вечной участью. За порогом смерти невозможно покаяние, как бы мы ни стремились тогда к нему, как бы ни старались... Страшно умереть без Исповеди, без Причастия Святых Христовых Таин, страшно, когда смерть настигнет внезапно неготовую душу». Однако владыка Владимир старается никогда не оставлять читателя наедине лишь с безысходным осознанием собственного несовершенства и мрачной перспективы расплаты за нераскаянные грехи. Он всегда дает ободряющее и вселяющее христианскую надежду на милость Божию наставление и утешительное подкрепление.

8. Автор ободряет читателя, настраивая его на терпеливое созидание духовного устроения в своей душе. Владыка по-отечески увещевает своих читателей к должному прохождению Великого поста, главной задачей и смыслом к которого является приуготовление христианина к воспоминанию и переживанию событий Домостроительства спасения, совершённого Господом Иисусом Христом: сорокадневного поста и искушений в пустыне при начале Его общественного служения, — и, конечно же, Искупительной Крестной смерти и Воскресения. Шествуя по пути поста, мы словно идем вслед за Христом. Еще больший акцент митрополит Владимир делает на Кресте Христовом и крестоношении христиан в подражание Спасителю. Автор связывает Крест Господень с нашим личным жизненным крестом.

***

Во второй том «Радость великопостного крестоношения» вошли 134 проповеди, посвященные шести седмицам Великого поста. В связи с этим автор вместе со всей Христовой Церковью призывает читателя обратиться в молитве к Богу за получением дара видения каждым из нас своих грехов: «Зрение своих грехов есть дар духовный, милость человеку от Господа…» - говорит архипастырь. В целом же ценность книги митрополита Владимира - в ее практической пользе с точки зрения постижения читателем каждодневного церковного богослужения Великого поста, благодаря чему он будет осмысленно участвовать в богослужебной молитве. Небесполезной окажется книга и для священников, готовящихся к проповеди, и в целом, как надеются издатели, найдет своего благодарного читателя.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать