***
1. В этой книге рассказывается о святых людях, которые своей жизнь указывали людям путь, по которому должен идти каждый из нас. Этот путь праведного жития показал нам Господь Иисус Христос Своей святой и безгрешной жизнью. Указанный Им путь ко спасению остается единственным и непреложным на все времена. И первая часть книги повествует о пастырях Церкви Христовой. По словам автора-составителя, которым является архимандрит Наум (Байбородин), многие древние иноки, сияющие благодатью Духа Пресвятого, избирались на кафедры епископские и творили суд и правду во всей вселенной. Они собирались на Вселенские Соборы и устанавливали правила благочестия, которые принимали христианские народы.
2. И пошла новая жизнь на земле. Как сами иноки любили труд, избегали всякого стяжания и богатства, так и эта добродетель стала водворяться среди христианства. По правилам уже гражданских законов они стали строить больницы, дома для странников и убогих, школы, где изучали Закон Божий, где дети учились кротости, смирению, терпению, любви, где изучали жизнь подвижников благочестия. Христианство прекратило гладиаторские цирковые зрелища, рабам возвещало свободу во Христе и водворяло благочестие, веру, призывая всех к покаянию. Среди пастырей Христовой Церкви есть такие, которых знает весь мир: это святители Николай Мир Ликийский, Спиридон Тримифунтский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский и другие. О них и рассказывает первая часть данной книги.
3. Вторая часть повествует о «Служении монашеском». «Цель монашеского жительства, - говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), - состоит не только в достижении спасения, но по преимуществу в достижении христианского совершенства - обожения, и путь к нему есть стяжание Духа, путь духовного подвига». А подвиг монаха направлен на стяжание высшего звания человека в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, способного разуметь и творить волю Божию в мире. Из лика святых людей Православной Церкви две трети его составили монашествующие, которые явили пример евангельского жития. Ни одно общество людей не дало столько прекрасных образцов духовного жития, как монашество.
4. Это были настоящие богатыри духа, покорившие плоть высшим стремлениям души, вкусившие сладость церковную, начавшие жить иным, невидимым, вечным Божественным миром. Но монахи, как учит святитель Василий Великий, должны были стремиться не только к созерцательной жизни, но и к деятельности апостольской, то есть нести свет Христов и в мир непросвещенных людей. Смирение многих монахов не позволяло выступать им на поле житейского мира, являть себя учителями веры и просветителями народов. Однако или Сам Господь призывал, или Церковь Христова, исполняя миссию апостольского служения, побуждала кротких подвижников на благодатное служение миру, дабы явить свет и славу Христовой веры для всякого живущего и приходящего в мир человека. И воспитание нравственных качеств людей, укрепление моральных устоев жизни было самым драгоценным вкладом иноков в духовную жизнь народа. О преподобных святых отцах рассказывает вторая часть книги.
5. Церковь Христова предназначена быть хранительницей на земле спасительной истины Божией, совершительницей нравственного обновления и духовного роста людей. Что это действительно так, об этом можно судить по плодам жизни церковной. Плоды Церкви Христовой — это мученики, святители, преподобные, бессребреники, о которых речь пойдет в третьей части настоящего издания. Как яркие звезды, светят они своей внутренней нравственной красотою всему человечеству. Мир хранится молитвою, молитва ограждает целые христианские народы. Молитва имеет великую силу, и один праведник, как пророк Моисей, может умолить Бога за народ. И святые угодники Божий, подобно древним отцам, подобно пророкам, совершали путь покаяния, живя на земле. Одним из этих святых был преподобный Серафим Саровский, о котором рассказывает и отец Наум в третьей части книги.
6. А в следующей - содержится рассказ о старчестве. Как отмечает составитель, подвижников, которые говорят людям «в назидание, увещание и утешение» и передают волю Божию, на современном языке называют старцами. Итак, старцы — это «детоводители ко Христу», это те, чьи молитвы слышит Бог, кому открыта воля Божия. И самое удивительное, что дух истинного старчества - смиренный, незлобивый и простой - во все времена ощущается верующими людьми, как «благоухание духовное», исходящее от человека. Народ тянется к такому человеку, окружает его плотным кольцом, стремится хотя бы благословение получить от такого батюшки. Читаешь древние патерики, отечники, «достопамятные сказания» и поражаешься преемственности. И во времена древние, и в наши времена старцев отличала евангельская простота.
7. Братия молили - «дай нам наставление» и слышали в ответ: «не входи в состязание ни о каком предмете, но плачь и сокрушайся, ибо время близко». Так говорил в 6 веке авва Матой. «Никого не осуждай, никому не досаждай и всем мое почтение» - наставлял в 19 веке старец Амвросий Оптинский. «Верьте в Бога, и Он все устроит» - сказал в 21 веке старец Николай Гурьянов. Через непрестанную молитву, пребывая в терпении и смирении, подвижники благочестия искали мир со Христом. Благодатный старец, личным опытом прошедший школу трезвения и умно-сердечной молитвы, лично достигший бесстрастия, сподобляется быть храмом Бога Живаго, Который руководит и наставляет его во всех словах, делах и помыслах. И он познает, по причине внутреннего просвещения, волю Господню, как бы слыша некоторый глас. Это истинное старчество, оно есть особое благодатное дарование — непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости. О нем, на примерах жизни святых отцов, и рассказывает отец Наум в четвертой части. Повествование о подвиге юродства Христа ради и воинском служении завершает настоящее издание.
***
Как писал святитель Иннокентий Херсонский, «истинный ратник Христов тот, кто кроме оружия земного имеет и оружие Божие - веру живую, упование твердое, любовь нелицемерную к правде и смирение христианское». Кто посвящает себя Богу, подчиняется вполне Его Божественной воле, тот старается свои расположения и поступки, свою жизнь и деятельность привести в согласие с законом Божиим, который есть добро, служение добру, жизнь в добре. Это та живая, святая, благоугодная жертва Богу, разумное служение, которое мы и должны посвящать Ему. А в свою очередь, повиновение Богу доставляет нам благо не только в настоящей жизни, но и в будущей. Об этом нам и напоминает данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!