У книжной полки. Путем отцов. О служении святых Небесному Отечеству и народу

14 июля 2020 г.

Христос говорит о Себе, что Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послу­жить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). Тем самым Он показал всем Своим последователям пример настоящего служения людям, в основе которого лежит не угождение себе и человеческому в человеке, но жертва. Следуя за Господом, святые своей жизнью, служением ближнему, а через это и своему народу стяжали мир Христов на земле. Этим путем святых дол­жен идти и каждый из нас, все кто желает стяжать Царствие Божие и жизнь вечную в обителях Бога мира и любви.  «Путем отцов. О служении святых Небесному Отечеству и народу» - так называется книга, которая вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница.

***

1. В этой книге рассказывается о святых людях, которые своей жизнь указывали людям путь, по которому должен идти каждый из нас. Этот путь праведного жития показал нам Господь Иисус Христос Своей святой и безгрешной жизнью. Указанный Им путь ко спасению остается единственным и не­преложным на все времена. И первая часть книги повествует о пастырях Церкви Христовой. По словам автора-составителя, которым является архимандрит Наум (Байбородин), многие древние иноки, сияющие благодатью Духа Пресвятого, избирались на кафедры епископские и творили суд и правду во всей вселенной. Они собирались на Вселенские Соборы и устанавливали правила благочестия, которые принимали христианские народы.

2. И пошла новая жизнь на земле. Как сами иноки любили труд, избегали всякого стяжания и богатства, так и эта добродетель стала водворяться среди христианства. По правилам уже гражданских законов они стали строить боль­ницы, дома для странников и убогих, школы, где изучали Закон Божий, где дети учились кротости, смирению, терпению, любви, где изучали жизнь подвижников благочестия. Христианство прекратило гладиаторские цирковые зрелища, рабам возвещало свобо­ду во Христе и водворяло благочестие, веру, призывая всех к покаянию. Среди пастырей Христовой Церкви есть такие, которых знает весь мир: это святители Николай Мир Ликийский, Спиридон Тримифунтский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский и другие. О них и рассказывает первая часть данной книги.

3. Вторая часть повествует о «Служении монашеском». «Цель монашеского жительства, - говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), - состоит не только в достижении спасения, но по преимуществу в достижении христи­анского совершенства - обожения, и путь к нему есть стяжание Духа, путь духов­ного подвига». А подвиг монаха направлен на стяжание высшего звания человека в мужа совершенна, в меру возраста испол­нения Христова, способного раз­уметь и творить волю Божию в мире. Из лика святых людей Православной Церкви две трети его составили монашествующие, которые явили пример евангельского жития. Ни одно общество людей не дало столько прекрасных образцов духовного жи­тия, как монашество.

4. Это были настоящие богатыри духа, покорившие плоть высшим стремлениям души, вкусившие сладость церковную, начавшие жить иным, невидимым, вечным Божественным миром. Но монахи, как учит святитель Василий Великий, должны были стремиться не толь­ко к созерцательной жизни, но и к деятельно­сти апостольской, то есть нести свет Христов и в мир непросвещенных людей. Смирение многих монахов не позволяло выступать им на поле житейского мира, являть себя учи­телями веры и просветителями народов. Однако или Сам Господь призывал, или Церковь Христова, исполняя миссию апостольского служения, побуждала кротких подвижников на благодат­ное служение миру, дабы явить свет и славу Христовой веры для всякого живущего и при­ходящего в мир человека. И воспитание нрав­ственных качеств людей, укрепление мораль­ных устоев жизни было самым драгоценным вкладом иноков в духовную жизнь народа. О преподобных святых отцах рассказывает вторая часть книги.

5. Церковь Христова предназначена быть хранительницей на земле спасительной истины Божией, совершительницей нравственного обновления и духовного роста людей. Что это действительно так, об этом можно судить по плодам жизни церковной. Плоды Церкви Христовой — это муче­ники, святители, преподобные, бессребрени­ки, о которых речь пойдет в третьей части настоящего издания. Как яркие звезды, светят они своей внутренней нравственной красотою всему человечеству. Мир хранится молитвою, молитва ограж­дает целые христианские народы. Молитва имеет великую силу, и один праведник, как пророк Моисей, может умолить Бога за на­род. И святые угодники Божий, подобно древ­ним отцам, подобно пророкам, совершали путь покаяния, живя на земле. Одним из этих святых был преподобный Серафим Саровский, о котором рассказывает и отец Наум в третьей части книги.

6. А в следующей - содержится рассказ о старчестве. Как отмечает составитель, подвижников, которые говорят людям «в назидание, увещание и утешение» и пе­редают волю Божию, на современном язы­ке называют старцами. Итак, старцы — это «детоводители ко Христу», это те, чьи мо­литвы слышит Бог, кому открыта воля Божия. И самое удивительное, что дух истинного старчества - смиренный, незлобивый и простой - во все времена ощущается верующими людьми, как «благоухание духовное», исходящее от человека. Народ тянется к такому человеку, окружает его плотным кольцом, стремится хотя бы благословение получить от такого батюшки. Читаешь древние патерики, отечники, «достопамятные сказания» и поражаешься преемственности. И во времена древние, и в наши времена старцев отличала евангельская простота.

7. Братия молили - «дай нам наставление» и слышали в ответ: «не входи в состязание ни о каком предмете, но плачь и сокрушайся, ибо время близко». Так говорил в 6 веке авва Матой.  «Никого не осуждай, никому не досаждай и всем мое почтение» - наставлял в 19 веке старец Амвросий Оптинский. «Верьте в Бога, и Он все устроит» - сказал в 21 веке старец Николай Гурьянов. Через непрестанную молитву, пребывая в терпении и смирении, подвижники бла­гочестия искали мир со Христом. Благодатный старец, личным опытом прошедший школу трезвения и умно-сердечной молитвы, лично достигший бесстрастия, сподо­бляется быть храмом Бога Живаго, Который руководит и наставляет его во всех словах, делах и помыслах. И он познает, по причине внутреннего просвещения, волю Господню, как бы слыша некоторый глас. Это истинное старчество, оно есть особое благодатное дарование — непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости. О нем, на примерах жизни святых отцов, и рассказывает отец Наум в четвертой части. Повествование о подвиге юродства Христа ради и воинском служении завершает настоящее издание.

***

Как писал святитель Иннокентий Херсонский, «истинный ратник Христов тот, кто кроме оружия земного имеет и оружие Божие - веру живую, упование твердое, любовь нелице­мерную к правде и смирение христианское». Кто посвящает себя Богу, подчиняется вполне Его Божественной воле, тот старается свои расположения и поступки, свою жизнь и деятельность привести в согласие с зако­ном Божиим, который есть добро, служение добру, жизнь в добре. Это та живая, святая, благоугодная жертва Богу, разумное служение, которое мы и должны посвящать Ему. А в свою очередь, повиновение Богу доставляет нам благо не только в настоящей жизни, но и в будущей. Об этом нам и напоминает данная книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать