***
1. В этой книге собраны наставления и советы святых и подвижников благочестия: о Боге, вере и Церкви, о спасении, покаянии, исповеди и причащении, о несении креста, о Священном Писании, о посте, молитве, грехе, добродетелях, о семейной жизни, о болезни и памяти смертной. В соответствии со всем вышеперечисленным книга разделяется на несколько разделов, в которых о том или другом предмете духовной жизни с нами говорят святители Николай Сербский, Лука (Войно-Ясенецкий) и Серафим (Соболев), праведный Алексий Московский, Оптинские старцы, прпеподобные Серафим Саровский и Иустин Попович, современные старцы Кирилл (Павлов), Тихон (Агрков) и многие-многие другие.
2. В своей книге «Современная практика православного благочестия» Николай Евграфович Пестов писал: «Каждой душе человеческой свойственно стремление к радости и счастью, всякий человек ищет пути к ним. Как найти их? Да и что понимать под совершенной радостью? Если под радостью понимать наиболее полное удовлетворение своих обычных житейских потребностей, то будет ли это совместимо с высоким предназначением человека и его идеальными запросами? Мы знаем о семейных радостях, радостях и в искусстве, о радостях юной любви, радостях творчества, эстетических радостях, о радости научного постижения мироздания».
3. «Все эти радости, по словам Николая Евграфовича, законны, но они несовершенны: беды, горести и болезни наполняют всякую жизнь, и время, занимаемое ими, обычно намного превосходит часы, исполненные земной радости. А затем, в конце быстротекущей жизни, всех подстерегает смерть. Жизнь же есть только короткое мгновение перед величием вечности. Вот почему счастливейший с точки зрения мира и мудрейший из сынов человеческих царь Соломон пишет в конце своей жизни: «Суета сует, суета сует – все суета. Что пользы человеку от всех трудов его?..» (Еккл. 1, 2–3). Таков законный пессимизм ветхозаветного человечества. Как должны быть счастливы мы, отмечает Николай Евграфович, что живем уже в другое – новозаветное время, время царствования в мире Сына Божия – Богочеловека, Искупителя и Спасителя человечества Иисуса Христа».
4. Но вот беда, в настоящее время не каждый человек с рождения живет с осознанием того, что рядом с нами всегда пребывает Господь. И у многих людей целые годы жизни уходят на то, чтоб найти ту единственную правильную дорогу, которая приведет их к Богу. Об этом святитель Николай Сербский говорит следующее: «Почему некоторые люди так бесцельно двигаются и предаются таким бесцельным занятиям? Потому что не знают ни цели своей жизни, ни пункта назначения своего пути. Почему некоторые люди загружают себя ненужными попечениями и едва ползают под бременем лишних вещей? Потому что забывают о том, что одно только нужно. Чтобы даровать собранность рассеянному уму человеческому, целость - разделенному сердцу, единство - разлаженным силам, Господь наш Иисус Христос с начала до конца указывал одну - и только одну - цель: Царство Божие».
5. Но, как отмечает святитель, «косоглазый, смотря в обе стороны, не видит ни одной! Ах, как бесцельна жизнь ума, ставящего пред собою многие цели! Как бесчувственно разделенное сердце! Как бессильна расточенная сила воли! Одно только нужно - Царство Божие! В одну эту точку стремился Христос направить взгляды всего человечества. Кто в одну эту точку смотрит, у того одна мысль - Бог, одно чувство - любовь, одно стремление - приблизиться к Богу. Блажен тот, кто так себя собрал - он уподобился лупе, которая, собирая множество солнечных лучей, может зажечь огонь».
6. Но, даже зная об этой основной цели нашего бытия, человек не перестает суетиться и заботиться о многом. А кроме того, все мы знаем, что нет такого человека, который бы не согрешил. Как же остаться с Богом и избежать болезни греха? Как навсегда остаться причастником жизни и бессмертия? Ответ на эти вопросы со страниц книги дает священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, богослов, яркий духовный писатель и проповедник, принявший мученическую кончину в 1937 году. Он говорит, что ответ «простой: остаться с Богом значит быть с ним каждый час, каждую минуту. Иначе говоря: надо не только называться верующими и христианами, но и в жизни быть ими, и тогда всегда будешь со Христом».
7. «Надо, - говорит владыка Григорий, - чтобы вся наша жизнь, все наши действия и поступки, каждый день и всякий час проводились нами не так просто, а по-христиански. Надо, чтобы каждый из нас был не просто врач, учитель, земледелец, столяр, слесарь, отец, брат, начальник, подчиненный. А чтобы всякий был христианин-врач, христианин-учитель, христианин-земледелец, христианин-отец, христианин-начальник и так далее. При таком взгляде на себя каждый шаг жизни, всякое, даже малое, домашнее действие надо контролировать мыслью: как я должен поступить как христианин? С утра, поднявшись с постели, в домашних хлопотах и заботах, а потом и вне дома - в пути, на работе, на отдыхе и в развлечениях - христианин неизменно остается христианином и неизменно контролирует себя: так ли я веду себя, как необходимо христианину?
8. Такой контроль должен быть не только целодневным, он должен быть целожизненным. Вот тогда жизнь всецело окрасится христианством. Христос навсегда пребудет в нашей жизни как Руководитель. Семя благодати, получаемое в Таинствах, будет взращиваться, и будет продолжаться наш внутренний рост, чтобы мы смогли стать наследниками Божьего Царства». Однако вспомним слова Спасителя, что «Царство Божие силой берется, и употребляющие усилие восхищают его». Это значит, что нужно очень много трудиться, принуждать свое тело к постам, к целомудрию, к какой-либо иной добродетели, подчинять его законам духа. Как этого достичь? Об этом также говорится на страницах этой книги.
***
Эта книга, по словам издателей, поможет начинающему христианину осознать невозможность жизни без Бога и Церкви, разобраться в насущных вопросах православной веры и укажет, как в бурном жизненном водовороте современный человек может сохранить верность Христу. Она адресована самому широкому кругу читателей: тем, кто уже долгое время ведет церковную жизнь, тем, кто делает в храме свои первые шаги, и тем, кто только задумывается о вере и Церкви.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!