Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Книга под названием «Верю в Промысл Божий» вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она содержит воспоминания и письма священномученика, протоиерея Михаила Чельцова, вся земная жизнь которого была посвящена Богу и Церкви. Большинство документов отца Михаила было изъято и уничтожено во время неоднократных обысков и арестов, поэтому публикуемые сохранившиеся рукописи представляют огромную важность для исследователей. Протоиерей Михаил Чельцов – видный церковный деятель начала XX века, миссионер, преподаватель, редактор и составитель православных журналов. Настоятель храмов Санкт-Петербурга: с 1903 по 1918 год – Симеоновской церкви при Институте гражданских инженеров, с 1919 по 1922 год – Троице-Измайловского собора, с 1924 по 1930 год – церкви Михаила Архангела (Малоколоменской). В семье отца Михаила было семеро детей.
2. В книге «Верю в Промысл Божий» собраны воспоминания священномученика Михаила Чельцова об эпохе «красного террора» и кампании по изъятию церковных ценностей, о пяти тюремных заключения и людях, с которыми Господь сводил его там, о жизни Церкви того времени, а также письма к жене и детям, написанные из заключения. Эти воспоминания и письма являются ценным свидетельством о том страшном времени в истории нашего государства и Церкви. Вот, например, что пишет отец Михаил в конце июля 1918 года. «Я в деревне у отца, на родине, куда приехал за семьей, чтобы вместе с ней ехать в Питер. И в деревне было далеко не радостно и не спокойно. У кого-то из знакомых мужиков отобрали землю, того-то обидели в хозяйстве и т.п.
3. С одной стороны слышатся жалобы и виднеются слезы; с другой стороны наблюдается все возрастающее нахальство, грубость, всякого рода угрозы и насилия. Неспокоен и старец-отец, пятьдесят лет просвященствовавший в одном селе: ему жаль одних, горестно за других, больно же за все возрастающее в селе хулиганство, междоусобие, даже драки. "Нам все теперь позволено", "все наше", "теперь нет господ", все чаще и громче, все циничнее и разрушительнее для сельского мира раздающееся, сильно волновало старца-священника. А тут и в церкви, на его смелые и громкие проповеди о грехе всякого беззакония, на его требовательный призыв не покидать веры отцов и не вводить новых грубых прав, – послышались грубые и дерзкие, громкие замечания вроде такого: "будет тебе, отец, морочить народ..."»
4. «При такой духовной и внешней обстановке, - продолжает отец Михаил, - я получаю письмо из Питера, что здесь с духовенством неспокойно: арестован и неизвестно куда отвезен вскоре после Ильина дня о. Философ Орнатский, что грозят и другими арестами духовенству и они в страхе стараются выехать куда-либо подальше. И делается приписка, что и для меня было бы лучше не спешить с приездом в Питер и остаться пожить в деревне, пока, быть может, все уляжется и станет безопасным. Вот, подумал я, начинается и для нас... Что начинается, это еще не сформулировалось в определенных положениях, а тем более не представлялось в тяжелых последствиях; самое большее предполагалось – это тюрьма с возможно продолжительной высидкой».
5. Но как отмечает отец Михаил, это письмо не только не смутило его, но «как-то приподняло, воодушевило», и ему «захотелось самому пройти через это горнило ареста». Что вскоре и случилось. Впервые священник был арестован в 1918 году, впоследствии еще четыре раза подвергался арестам по сфабрикованным обвинениям. В 1922 году отец Михаил провел в камере смертников сорок дней, стараясь как можно больше молиться. В письмах к жене и детям часто писал о значении молитвы: «...необходимо молиться Богу. Молитва наша не для Бога нужна, ибо она не прибавляет, не убавляет ничего в Его существе и Он без нее все знает.
6. Но она целебный, мироточный бальзам для нас: она успокаивает мятущихся, укрепляет слабых сердцем и сильно бодрит в горе и несчастье. Это говорю теперь по собственному опыту. Как иногда тяжело бывало на Шпалер ной, отчаяние охватывало все существо, и молитва в такие минуты совершенно не шла на ум. Но бывало... заставишь взяться за молитву; сначала очень неохотно вдумываешься в слова молитвы, потом сознательнее начинаешь относиться, а затем не хочется кончать молитву: так она овладевает всем существом. И какое успокоение и блаженство после нее ощущаешь! Надежда и радостная уверенность охватывают тебя, и ожидаемый расстрел перестает казаться мучительством..»
7. Расстрел отцу Михаилу был заменен пятью годами заключения. «Мы себя считаем совершенно невинно в тюрьме сидящими, - писал тогда священник. - Но невинны в этом деле, - виновны в других. Значит, нужно пострадать за всю свою прежнюю жизнь и перестрадать вообще свою греховность, искупить себя, а для этого нужно переродиться. Поэтому мы не можем и не должны думать о скором выходе и просить Господа извести нас из темницы в ближайшее время. Нужно сначала заняться нравственным самовоспитанием, нужно постараться, чтобы тюрьма была купелью рождения в пакибытие, а страдания наши - крестом распятия греховности всей нашей жизни».
8. В заключении он пробыл два года, затем был освобожден. 2 сентября 1930 года отец Михаил был арестован в последний раз по сфабрикованному делу графини Е.К. Зарнекау, дочери принца Ольденбургского. Он был арестован как «активный участник контрреволюционной группировки монархического направления». 2 января 1931 года отец Михаил приговорен к расстрелу, и 7 января приговор приведен в исполнение.
***
Тогда в 1930 году после единственного допроса следователь предупредил отца Михаила, что его, безусловно, ждет расстрел. Страдалец за веру православную воспринял это спокойно. Он говорил: «Мне 63 года; прожита жизнь не всегда легкая. Дети уже выросли и мне надо радоваться, что Господь посылает мне этот конец … меня Господь к Себе призывает таким благословенным путем». Расстрелянный в 1931 году, протоиерей Михаил Чельцов был реабилитирован в конце 20 века. А 16 июля 2005 года он был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Книга «Верю в Промысл Божий» будет интересна тем, кто интересуется отечественной и церковной историей, почитает новомучеников и исповедников Церкви Русской, любит мемуары и письма, а также ценит качественную и душеполезную литературу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!