Молдавский старец архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии иеросхимонах Паисий (Величковский) занимает в истории православного монашества и Церкви особое место. Всю свою долгую жизнь он, пребывая в непрерывном духовном поиске, смиренно молил Бога указать ему - монаху 18 века, путь спасения. И он нашел его. А затем стал как бы могучим стволом духовного древа, глубоко укоренённого во Христе, обильно питаемого церковными соками, от которого пошли другие стволы, а от них плодоносные ветви. Известные пустыни — Площанская, Глинская, а, в особенности, Оптина, были продолжательницами благодатного наследия старца Паисия. Прославленные оптинские старцы были учениками его учеников. О некоторых из этих отраслей Паисиева древа рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.
***
1. Эта книга протоиерея Константина Островского «Древо Паисия», вышедшая в свет в издательстве «Синопсис», посвящена преподобному Паисию (Величковскому) и его духовному наследию. Преподобный Паисий не только сам достиг христианского совершенства, но своим примером и с помощью опубликованных им книг о молитве и борьбе со страстями указал деятельный путь ко спасению множеству своих учеников и через них другим монахам и мирянам в России, на Украине, в Молдавии, Румынии, Греции и в других странах.
2. В предисловии книги автор напоминает читателям такие простые правила духовной жизни: «не осуждай никого; прощай, кто перед тобой виноват, и кайся перед Богом в своих грехах. Молись сначала понемногу, но ежедневно; ум держи в словах молитвы, которые произносишь, и по-степенно прибавляй число молитв, чтобы со временем, по благодати Божией, обрести непрестанную молитву в сердце, которая, как огонь, охватит тебя всего. Кратко это называется умным деланием — просто, для всех возможно, а для обретения благодати Святого Духа — в этом цель жизни христианской — необходимо. И даже трудно поначалу поверить, что ещё несколько столетий назад умное делание на Руси было почти совсем забыто.
3. Как отмечает автор, многие люди тогда жили благочестиво, веровали во Христа — все молитвенные правила исполняли, в храмы Божии ходили, тяжких грехов избегали. А о том, что необходимо ещё и потрудиться над очищением своего сердца от страстей (то есть греховных привычек и наклонностей) и над тем, чтобы ум в соединении с сердцем непрестанно пребывал в молитве Богу, русский православный народ почти забыл. Отдельные святые, истинные делатели сердечной молитвы, конечно, бывали, но, в общем, духовная жизнь на Руси при всём её внешнем подчас великолепии пришла в упадок. А вывел её из упадка Господь через замечательного святого подвижника и духовного писателя — архимандрита Паисия (Величковского).
4. Преподобный Паисий не только сам достиг совершенства в духовной жизни, но своим примером и с помощью опубликованных им книг о молитве и борьбе со страстями указал деятельный путь ко спасению множеству своих учеников и через них другим монахам и мирянам в России, Молдавии и в других странах. Несколько книг духовного содержания святой Паисий написал сам, но главным подвигом его жизни был перевод писаний святых отцов на церковнославянский язык и их распространение по многим иноческим обителям. Благотворное духовное воздействие святого Паисия сказалось более чем в 100 монастырях множества епархий Русской Православной Церкви.
5. Протоиерей Сергий Четвериков в своей книге «Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество» так сказал о значении его подвига: «Даже если бы всё дело старца Паисия Величковского заключалось в примере личной святости, в устроении монашеского общежительного братства на древних святоотеческих основаниях и в исправлении святоотеческих книг, то и в таком случае это дело было бы немаловажно для православной Церкви, православного монашества и общества. Но старец Паисий сделал больше: он создал школу духовной жизни, он пробудил в православном монашестве широкое духовное движение, он зажёг сердца многих любовью к духовной жизни, возбудил стремление к внут-реннему монашескому подвигу, к духовному деланию.
6. Под влиянием старца Паисия Величковского в православном иночестве воспиталось много замечательных подвижников, всецело усвоивших заветы старца. Постоянной молитвой, неослабным вниманием к себе, самоиспытанием, внутренней борьбой с помыслами, откровением помыслов, послушанием и смирением, внимательным изучением святоотеческих книг и соблюдением евангельских заповедей они достигали высокой степени духовной жизни. И приобретали большое влияние не только на свою братию, монашествующих, но и на мирян, ино-гда даже высокообразованных не только в светском, но и в богословском смысле. Начавшись во второй половине 18 века, это духовное движение продолжало развиваться на протяжении всего 19 века вплоть до самой революции».
7. По словам автора, духовное движение в России под влиянием старца Паисия можно разделить на несколько главных стволов, которые отец Константин условно назвал: северный, центральный и южный. И особо упоминает о сибирской ветви Паисиева древа — великих молитвенниках: преподобном Василиске Сибирском, преподобном Зосиме (Верховском) и праведном Петре (Мичурине). К этой же ветви автор относит и преподобного Макария Алтайского (Глухарева); он был учеником Глинского старца и настоятеля преподобного Филарета (Данилевского), но впоследствии главным жизненным подвигом отца Макария стало его миссионерское служение в Сибири, на Алтае.
8. Южный ствол — это в первую очередь Площанская и Глинская пустыни. Северный ствол имел своими главными центрами Валаам, Александро-Невскую Лавру и Александро-Свирский монастырь. Центральный ствол Паисиева древа распространился, в основном, в Москве, во Владимирской губернии, в Оптиной пустыни, в Брянском Свенском монастыре и в Белобережской пустыни, в Рославльских лесах на Смоленщине, в Саровской пустыни. Названные монастыри нужно рассматривать только как наиболее заметные ветви Паисиева древа, которое на самом деле охватывало не десяток, а более сотни русских монастырей. Особый ствол духовного древа преподобного Паисия (Величковского) фактически являет нам Оптина пустынь по числу прославленных святых и подвижников благочестия, связанных с этим монастырём, и числу обителей, получавших духовное окормление от оптинских старцев. Подробно об этих отраслях Паисиева древа и рассказывает протоиерей Константин Островский.
***
В этой книге представлен лишь краткий обзор ветвей духовного древа преподобного Паисия (Величковского). В основном, здесь говорится о жизни подвижников на территории России и Украины, но упомянуты далеко не все. В книге протоиерея Сергия Четверикова приводится список из 107 больших и маленьких монастырей, скитов и некоторых иноческих общин, получивших от преподобного Паисия или от его учеников свои уставы, своих старцев или настоятелей. И этот список отец Сергий признаёт далеко не полным. Что же говорить о самих подвижниках — учениках преподобного Паисия! Их очень много, и даже годы большевистских гонений на Церковь в 20 веке не погубили древо Паисия. Не прервалась живая традиция умного делания, и об этом свидетельствует данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!