Сегодня исполнилось 30 лет со дня кончины приснопамятного протоиерея Глеба Каледы - замечательного пастыря, крупного ученого, доктора геолого-минералогических наук, профессора. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, отец Глеб «своей жизнью явил образ человека, для которого Православие было радостной жизнью во Христе…» Литературное наследие отца Глеба Каледы разнообразно. Оно представлено трудами по пастырскому богословию, классической гомилетике, апологетике, церковной публицистике, а также исследованиями взаимоотношений науки и религии и мемуарами. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, со страниц которой автор беседует с читателями о семье.
***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Московской Патриархии и называется - «Домашняя церковь». В ней собраны очерки о таинствах Брака и Евхаристии, о молитве супругов, о религиозном воспитании детей, о христианском быте и многое другое. Авторами издания является протоиерей Глеб Каледа, а также его супруга, матушка Лидия, дочь священномученика Владимира Амбарцумова, принявшая монашеский постриг после кончины мужа. Отец Глеб и монахиня Георгия, явившие своей подвижнической жизнью пример служения Богу, Церкви и людям, делятся личным опытом созидания христианской семьи — построения домашней церкви. В издание также вошли размышления и воспоминания матушки Лидии о том, как создавалась ее с отцом Глебом семья.
2. Расскажем вкратце о биографии знаменитого священника. Когда Глеб Каледа появился на свет, врачи сказали его матери, что ребенок доживет максимум до 5-летнего возраста. Но, как видим, у Бога Свои сроки. Отец Глеб прожил 73 года, и за это время очень много успел сделать для России, и конечно, для Церкви. Сразу после окончания школы (а его выпускной вечер пришелся на 20 июня 1941 года), Глеб Каледа пошел на фронт, и оказался сначала в школе радистов, а через несколько месяцев уже был на передовой. Он прошел всю войну простым солдатом, не получив ни одного ранения, лишь одну легкую контузию. Так же, по милости Божией, солдату Каледе ни разу не пришлось стрелять впрямую в противника, а это, конечно, было очень важно для будущего пастыря.
3. После войны он поступил в геологоразведочный институт, который окончил с отличием. Во время учебы Глеб Каледа был сталинским стипендиатом, хотя в комсомоле никогда не состоял. По окончании института быстро защитил кандидатскую диссертацию и начал заниматься научной деятельностью. В это время перед ним встал вопрос о дальнейшем пути, и будущий митрополит Иоанн (Вендланд) благословил молодого ученого продолжать заниматься наукой и жениться. Так, в 1951 году Глеб Каледа вступил в брак с дочерью своего первого духовника - священника Владимира Амбарцумова, расстрелянного в Бутове и ныне канонизированного. Со своей избранницей - Лидией Владимировной Глеб Александрович был знаком с детства, и всю войну они поддерживали дружеские отношения. В их семье родилось 6 детей, которые воспитывались в христианской патриархальной атмосфере.
4. В 1972 году ученый Глеб Каледа был тайно рукоположен во священники, на открытое же служение он вышел лишь в 1990 году. Но прежде чем владыка Иоанн и предложил Глебу Александровичу принять сан, он потребовал обязательного согласия его жены. Конечно, это был подвиг со стороны обоих супругов, так как они понимали, всю сложность времени, и отдавали себе отчет в том, что в любую минуту за отцом Глебом могли прийти, и тогда многодетная семья останется без кормильца. Но Лидия Владимировна дала согласие. Так началось священническое служение отца Глеба. И если первое время он совершал богослужения лишь в присутствии супруги и детей, то постепенно, по мере необходимости, он открывал о своем священстве тем, кому это было необходимо, и число молящихся в его домашней церкви возрастало. Отец Глеб исповедовал, крестил и даже венчал, и все это происходило в квартире обычной московской 9-этажки.
5. Главным же, что совершалось за эти 18 лет тайного священства - это было молитвенное, литургическое служение, еженедельное возношение Бескровной жертвы «о всех и за вся». И это служение совершалось отцом Глебом не в силу необходимости выполнения каких-либо служебных обязанностей, пусть даже священнических (ведь от него этого никто не требовал), а в силу его глубокой веры и личной необходимости общения и соединения с Богом. Если говорить о семейной жизни отца Глеба, то его брак был счастливым. С матушкой его связывали долгие годы духовной дружбы и общие дела на благо гонимого церковного народа, – и этот брак, основанный на незыблемом фундаменте, стал благословением его жизни. Шестеро детей вошли в домашнюю церковь и через нее – в Церковь, где и поныне пребывают, трудясь для нее по мере своих сил.
6. В начале 80-х, будучи окруженным взрослыми и взрослеющими детьми и другой молодежью, отец Глеб решил создать для нее напутствие в семейную жизнь. Так возник первый вариант книги «Домашняя церковь». Она долго ходила в самиздате (под псевдонимом), причем в разных вариантах, потому что автор непрестанно дополнял и перерабатывал текст. Этим он занимался буквально до последних дней жизни: в 1994 года. Им был начат цикл лекций для молодых христиан о семейной жизни, в котором он, с одной стороны, использовал материалы книги, с другой – вносил ряд дополнений в ее текст. В своих очерках автор попытался изложить православное понимание брака, идущее от первых веков, и рассмотреть пути построения домашней церкви в разных исторических условиях, основываясь на Писании, на творениях Отцов и учителей Церкви и на постановлениях Церковных Соборов.
7. Как отмечает сам автор, эта книга – не монография и не диссертация; она состоит из серии очерков, которые можно читать независимо друг от друга. Такое построение делает возможными и порой даже неизбежными повторения. Каждый очерк написан более или менее в своем особом ключе и рассчитан на свой круг читателей: одни из них – для тех, кто готовится вступить в брак, другие – для воспитывающих детей, а некоторые – для родителей взрослеющих детей и духовников; наконец, «Семья и дом священника» – для лиц духовного звания и их жен. Прочтя эту книгу, читатель убедится, с каким вниманием отец Глеб относился к сложнейшим проблемам бытия христианской семьи в современном обществе, считая построение домашней церкви основой основ существования православного христианина в миру и в Церкви. А воспоминания матушки Лидии, дополняющие труд отца Глеба, представляют собой и свидетельство о жизни гонимой Церкви, и проникновенный рассказ о красоте и глубине христианского брака.
***
Дом, семья как Церковь... Домашнюю церковь создают двое – любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и стремящиеся ко Христу. Затем в семье рождаются дети, которые в этой домашней церкви учатся любви и ответственности, закладываются такие базовые понятия, как долг, честь, жертвенность. Семья — это место, где формируется человеческая личность. По словам издателей, эта книга может стать руководством в построении православной семьи в современных условиях. Она предназначена не только для молодых людей, которые еще стремятся создать свою семью, но и для супругов, уже долгие годы пребывающих в браке. И как отмечал сам отец Глеб, «если хотя бы для одной семьи – домашней церкви – эти страницы будут небесполезны, можно считать, что время, которое он провел над рукописью, не пропало даром».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Царицы Золотого века
Этот день в истории. 4 ноября
День ангела. 4 ноября
Церковный календарь 4 ноября. Казанская икона Божией Матери
Евангелие 4 ноября. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!