***
1. Новая книга протоиерея Андрея Лемешонка «Мы не можем жить как все» представляет собой сборник коротких выдержек из бесед духовника Свято-Елисаветинской обители. Шесть частей книги посвящены этапам долгого и трудного пути человека к Богу. В первой главе под названием «Мы ушли от закона» говорится о том, как обрести внутреннюю свободу, отказавшись от своих желаний и планов ради Бога, с чего начать и на что опереться, меняя свою жизнь. Здесь в частности автор пишет: «Грех постоянно говорит человеку, что церковная жизнь — это ущемление личной свободы. «Почему я не могу поесть, когда мне хочется и это так вкусно? Почему я не могу думать о том, что мне нравится и что приятно, а должен приучать свой ум к богомыслию и воздержанию? Ведь я имею право на свою собственную жизнь, и она принадлежит только мне».
2. Отец Андрей бескомпромиссно отвечает на эти вопросы: «Нет, став христианами, права на свою жизнь мы не имеем. И мы должны сделать свой выбор: за кем и куда мы идем. Апостол Павел говорит страшные слова: вы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6: 20). Отдать свою жизнь в руки Божии и идти за Христом — главная задача для каждого верующего человека. Конечно же, внутри будет протест, и близким наша жизнь будет казаться странной и непонятной. Жил человек как все, и вдруг начинает жить по-другому: он уже не участвует в пустых разговорах и спорах, его уже не интересует, что почем, кто и как. В его жизни появляются другие ценности и ориентиры.
3. «Что с тобой случилось? Ты что, заболел? Как ты похудел, на тебе просто нет лица. У тебя несчастье какое-то?» - спрашивают то здесь, то там. А человек, по словам автора, пытается сохранить в себе тот луч света, ту радость, которую он испытал от встречи с Богом, он хочет разобраться, как жить дальше. Потому что, когда человек касается Бога, он проживает всю полноту жизни. И все остальные ценности становятся ничтожными, и на них жалко тратить драгоценное время. Человек приобретает внутреннюю свободу от этого временного мира, от самого себя. И вот постепенно, шаг за шагом, он приходит к Богу, связывая себя узами любви и веры с Богом и с другими людьми.
4. В следующей главе под названием «Где Бог» автор отвечает на такие вопросы: Как спастись и что такое спасение? Как довериться Богу? Какие цели должен ставить перед собой христианин? Действительно ли мы хотим жить с Богом и как укрепиться в своей вере? Здесь автор советует прежде всего успокоиться и действительно захотеть, чтобы Господь открыл нам Свою волю о нас. И вот когда мы приведем свою жизнь в какой-то минимальный порядок, когда мы начнем внимательнее смотреть, как мы живем, на что тратим силы, где теряем, где приобретаем, тогда множество запутывающих нас вопросов сведутся к очень простым, логичным и кратким словам: как нам довериться Богу? Как нам действительно поверить Богу больше, чем нашему уму, нашим каким-то настроениям и внутренним перепадам?
5. Как отмечает отец Андрей, «Господь сказал, как спастись: возлюби Бога и возлюби ближнего. И что мешает нам любить Бога, что мешает нам любить ближнего? Грех. Тогда, конечно, нам надо бороться с грехом. Можем ли мы победить грех своими силами и жить без греха? Ответ однозначный: нет, потому что грех живет внутри нас и наша природа заражена грехом. Он поразил наше сердце, нашу душу, ум, нашу волю, наше тело, и поэтому нам нужна помощь. И помощь эта известна нам. Она — во Христе, и Небесный Врач зовет нас, труждающихся и обремененных. Его любви хватит на каждого, кто приходит к Нему с покаянием. И Бог будет нас ждать до последней минуты нашей земной жизни. Ведь Он наш Спаситель и Любящий Отец».
6. А зачем мы учимся молиться и оставаться наедине с Богом? Какая молитва выше и полезнее для человека? В чем смысл постоянного труда нашей души, который мы не должны оставлять даже до последней минуты своей жизни? Об этом автор говорит в следующей главе, которая называется - «Вот моя душа». Жизнь, по словам автора, - это путь души, на котором нас встречает много препятствий, крутых поворотов, опасных подъемов и спусков. Нам нужно все время бодрствовать, все время сдерживать и контролировать себя: как и куда я смотрю, с кем говорю, о чем думаю. Все это кажется настолько тесным, но эта теснота человеку необходима, чтобы вообразился в нем Христос, чтобы человек жил Христом и не разбился на своей дороге жизни. И поэтому молиться мы должны всё время, до последней минуты нашей жизни.
7. Следующая глава называется - «Неправильное "я"» автор поясняет, почему мы привыкаем ко греху и какие возможности потрудиться ради своего спасения дает нам Господь. Как говорит автор, «в жизни духовной, внутренней все очень просто и понятно. Доверяй Богу до конца, иди за Богом до конца, и Господь никогда не останется в твоих должниках, всегда поможет, в какие бы ситуации ты ни попадал и как бы трудно тебе ни было. Господь, промышляя о нашем спасении, дает нам все для того, чтобы мы победили самих себя, свое «я». Потому что мое «я» неправильное. Неправильно мир мое «я» воспитал, неправильно мир меня научил, увлекая в «страну далече», где нет Бога.
8. Но Господь выкупил нас из рабства страстей, Он спас нас от вечной смерти, и мы должны послужить Ему, каждый на своем месте: кто-то в храме, кто-то на работе, кто-то в семье. Любое наше дело становится не просто каким-то отвлеченным занятием, а служением, послушанием Богу. Мы начинаем жить понятиями не этой земли, а горнего мира, и искать во всем, что мы делаем в своей жизни, волю Божию. И тем самым – исправлять свое «неправильное "я"». О том, как человеку бороться с болезненным восприятием мира? Как одухотворять всё в своей жизни, смотреть на мир глазами любви и веры? - отец Андрей говорит в главе - «Бог нужен всем». А завершает книгу глава под названием - «Мы должны жить», где батюшка напоминает о том, как важно христианину преодолевать трудности на пути к спасению.
***
По словам протоирея Андрея Лемешонка, после встречи со Христом, как бы тяжело и страшно ни было, мы ясно осознаем, что другого пути быть не может. Смешаться и раствориться в толпе, жить как все — это отказ от вечной жизни, это путь в никуда, в пустоту небытия. Ведь там, где нет Бога, жизни быть не может. Как бы ни был труден и опасен наш путь, это путь надежды на вечную жизнь в Царстве Любви Христовой. «Если мы захотим найти такое христианство, которое может сказать: «Можно жить и для Бога, и для этого временного мира», - это уже будет конец нашего христианства. Мы не можем жить как все, если в нас Христос», - заключает отец Андрей и приглашает читателя к тихому, вдумчивому размышлению о путях христианской жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!