Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. В своей книге «Почему я верю. Простые ответы на сложные вопросы» протоиерей Андрей Ткачев, известный миссионер и писатель, предлагает нам совершить путь от начала поиска жизненного смысла до обретения этого смысла в христианстве. Автор раскрывает свой личный опыт веры и знакомит читателя с убеждениями великих ученых и отцов Церкви. Преодолевая вопросы и сомнения, он буквально «за руку» вводит нас туда, где вера и знания реализуются в осмысленную и наполненную жизнь — отец Андрей вводит нас в Православную Церковь.
2. Вся книга состоит из пяти бесед автора и ведущей Юлии Посашко, и первая из них посвящена теме - «О вере и неверии». Здесь автор и отвечает на вопросы о справедливости упреков или их несостоятельности со стороны просвещенного, но неверующего человека в адрес тех, кто верит в Бога. Враждуют ли вера и разум (или это не более чем недобросовестный лозунг советской, и не только, атеистической пропаганды)? Можно ли вообще «додуматься» до существования Бога? Об этом и говорится в первой из цикла апологетических бесед с отцом Андреем. Как отмечает священник в начале беседы, «конфликт между верой и разумом достался нам в наследство от позднего Средневековья. Один из характерных признаков средневекового общества - фундаментальная законченность мировоззрения: извлечение любого камушка из мировоззренческого здания грозит этому зданию обрушением.
3. Средневековое мышление, по словам отца Андрея, предполагало обязательность признания над собою Творца и Его законов, грядущего Страшного Суда и воздаяния и требовало смиренного поклонения перед авторитетом Церкви как хранительницы истины. От человека требовалась безусловная вера Церкви, вне зависимости от того, насколько близко и понятно ему то, чему Церковь учит. На сомневающегося или чего-то не понимающего человека, который думает не так, как думает Церковь, смотрели как на источник опасности и неблагонадежности». Потом, мы знаем, были и другие времена, когда уже на верующего стали смотреть как на отсталого, узкомыслящего человека.
4. Сегодня, как говорит отец Андрей, у нас есть возможность, изучив оставленное нам наследие, лучше узнать, кто мы сами. Тогда мы сможем, например, неожиданно распознать в себе черты средневекового человека, нетерпимого к любому проявлению несогласия или сомнения, или черты явного, натурального язычника, который воспринимает Бога как «Айболита» или «волшебника в голубом вертолете», но вовсе не Бога как Личность». И нельзя при этом, как в Средневековье, заставить человека верить. «Нельзя, - отмечает отец Андрей, - заставлять, кого бы то ни было преклонять колени перед святыней, если для него она святыней не является, нельзя заставить человека исповедовать то, что не вошло в его душу, что не живет в его сердце. Говорить мы можем лишь с теми, кто хочет и может слушать, у кого есть вопросы и кто готов услышать ответы от нас. Это серьезный, тяжелый разговор — но только такой разговор и может принести добрые плоды».
5. Говоря о вере и разуме, отец Андрей отмечает, что например, размышление и вера никак друг другу не противоречат. Открыть эту простейшую истину, по словам автора, помогает знакомство с краткими биографиями верующих людей, которые в области ума - науки, прикладных, технических занятий - оставили заметнейший след. Ведь они могли рассуждать над какими-то головокружительными вещами, над такими математическими и философскими задачами, перед которыми простой человек просто отступает. И это умение не мешало им веровать. И веровать так, как верит простой человек. Но может ли человек надеяться прийти к ответу на вопрос «Есть ли Бог?» одними своими рассуждениями или ему нужно что-то еще? Что в первую очередь мешает человеку на пути к осознанной вере, к вере-доверию? Что делать человеку, если он «не чувствует Бога», если Небо для него молчит? На эти вопросы отец Андрей отвечает в первой части этой книги.
6. Открывая вторую ее часть, мы читаем следующее: «Икона успешного человека 21 века — человек активный, стремящийся изменить себя и мир вокруг, извлечь максимум из своих способностей и обстоятельств. Но вера в Бога на первый взгляд учит человека обратному: отстраниться от мира, который «во зле лежит», уйти в собственные глубины — в молитве, созерцании, познании себя и Бога. Должен ли человек, уверовав, отказаться от деятельной, активной позиции, к которой привык стремиться? Действительно ли идеал успешности 21 века несовместим с верой, а добродетелью христианина является уход от суеты и пассивность? Ждет ли Господь от человека отказа от активной деятельности в миру? Как совмещается молитва и действие? Разобраться в этих вопросах попытались автор и его собеседница во второй беседе под названием «Надежда на Бога: безволие или благоразумие?»
7. Но если человек уже разобрался со всеми этими вопросами, и уже не может назвать себя иначе, чем православным христианином, рано или поздно перед ним может встать вопрос — а как же те, кто верит иначе, чем мы, — в Будду, Аллаха или Кришну? Неужели все они бесповоротно и трагически заблуждаются, а мы имеем право (или даже обязанность) указывать им, в чем именно они неправы? Что сказать о распространенном мнении, гласящем, будто все религии ведут на Небо, только разными путями? Об этом отец Андрей размышляет в третьей беседе под названием «Христианство и религии мира». Ну а четвертая беседа на тему «Православие и другие христианские конфессии», поможет разобраться в том, почему мы перестали быть одной Церковью? Почему разделения и расколы существуют еще с апостольских времен, тогда как Христос заповедал своим ученикам единство и просил за них в молитве Отцу Своему: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Teбe»?
***
Завершает книгу беседа на тему «О тайнах человеческой души». Первая часть этой беседы расскажет о тайне человеческой души и о милости Бога к этой душе, о том, есть ли талант веры и кому он дается; почему мужчинам сложнее прийти в Церковь, чем женщинам, и чем отличаются жизнь и вера 4 и 21 веков? Во второй части речь пойдет о подлинной святости, которая не бывает шаблонной, об удивительных и удивляющих святителях — Луке Войно-Ясенецком и Иоанне Шанхайском, о святых, которые могут стать «молитвенниками за неверующих», и - о том, что человеку на пути спасения нужно знать обязательно, а без каких знаний он может обойтись.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!