Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Автор книги - Алексей Алексеевич Солоницын - писатель, кинодраматург, родился 22 марта 1938 года в городе Богородск Горьковской области. Окончил факультет журналистики Уральского университета в Свердловске (ныне Екатеринбург) в 1960 году, много ездил по стране, работал в газетах Киргизии, Латвии, на телевидении, в кино. С 1973 года живет в Самаре. За 55 лет творческой деятельности издано, включая переиздания, более пятидесяти книг писателя. По его сценариям снято около 40 документальных фильмов. Тема разбуженной совести, нравственного подвига - главная в творчестве писателя, кинематографиста. И в годы советской власти, и в новейшее время он неизменно поднимает в своих романах, повестях, рассказах, фильмах, темы деятельного добра, способности героев на жертвенный подвиг. Пишет он в традициях русской реалистической прозы, которая в лучших своих произведениях всегда отличалась высокой духовностью.
2. В книге «Пророк в своем Отечестве», вышедшей в издательстве Сибирская Благозвонница, помещена повесть Алексея Солоницына «Я жажду» и некоторые размышления, связанные с неизвестными или малоизвестными событиями жизни и творчества великого писателя. Как отмечает в предисловии митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий, «Достоевский привлекает каждого читающего человека своим глубинным свойством души, показанным в его книгах с такой эмоциональной силой, какой не найдешь ни у одного писателя. Даже мирового уровня. Рассказать об авторе такой трудной, порой остродраматической судьбы и такой истовой веры необычайно сложно.
3. Но в своей повести «Я жажду» Алексей Солоницын справляется с этими трудностями, выбрав форму строго документального повествования, выраженного между тем в удачной художественной форме. Примечательно, что сюжетом повести автор выбрал факт, малоизвестный в литературоведении, взяв для доказательства причин смерти Федора Михайловича одну из тех версий, которые другие исследователи его жизни и творчества или упоминают вскользь, или вообще, как и в советские времена, обходят молчанием. По мнению некоторых читателей, автор в своей версии доказателен.
4. Вот что об этом говорит сам автор: «Меня поразило, что многочисленные исследователи творчества Достоевского прошли мимо события, которое стало причиной смертельного исхода писателя. Ночью кровь горлом пошла у Федора Михайловича не потому, что его ручка закатилась под этажерку с книгами, и он приподнял ее, как пишет Анна Григорьевна в своих воспоминаниях. А потому, что именно этой ночью в соседней квартире была засада жандармов, и в нее попал Александр Баранников, одна из ключевых фигур организации «Народная воля». «Бомбисты», как их называли, готовили очередное покушение на императора Александра II.
5. До последнего часа Федор Михайлович был в гуще тех роковых событий в России, которые буквально ломились в его дверь. Ведь по одной лестнице, что вела в квартиру, поднимались и обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев, посещавший Достоевского, и Александр Баранников, лютый враг обер-прокурора. Подобные факты, которые на первый взгляд кажутся случайными совпадениями в судьбе Достоевского, на самом деле во многом стали определяющими в творчестве писателя». Описывает Солоницын и хронику процесса над народовольцами так называемой группы «Двадцати». Видно, что и здесь автор повести серьезно изучил документы: в описании подготовки убийства царя Александра II он художественно убедителен, показав в то же время преступность и бесчеловечность терроризма, в какие бы одежды он ни рядился.
6. Во второй части книги, названной «Достоевский как вестник Христа», где помещены размышления Алексея Солоницына, по словам владыки Сергия, - примечательно, прежде всего, личное, пережитое самим автором при чтении книг и просмотре кинофильмов, спектаклей, созданных по произведениям Федора Михайловича. Из этой части книги читатели узнают, что родной брат писателя, Анатолий Солоницын, вошедший в историю мирового кино как исполнитель роли преподобного Андрея Рублева в одноименном фильме известного кинорежиссера Андрея Тарковского, воплотил на экране и образ любимого писателя в фильме «26 дней из жизни Достоевского». Как промыслительно совпали жизненные обстоятельства артиста и великого писателя, над воплощением образа которого он трудился, не жалея себя, готовый на любые жертвы, говорится в главе «Человек есть тайна». Это личное, душевное, привнесенное в книгу, делает ее эмоционально окрашенной, поднимает ее и на духовную высоту.
7. Заметки, которые помещены в разделе «Размышления», как надеется автор, помогут читателю понять, почему мы должны воспринимать жизнь Достоевского, прежде всего как жизнь православного христианина. Рассматривая его творения с этой точки зрения, мы понимаем, почему писатель не боялся показывать темные стороны души человека и видим, как путь великого писателя проходил через страдания к взлетам души, к тем высотам, где Свет Христов. Ибо, по слову Аполлона Майкова, поэта, друга, творчество которого Федор Михайлович хорошо знал и любил: «Чем ночь темней, тем ярче звезды, чем глубже скорбь, тем ближе Бог».
8. Но, как отмечает Солоницын, - более других Достоевский почитал Александра Сергеевича Пушкина, на открытии памятника которому он первым высказал мысль о всемирном значении творчества поэта и назвал его Пророком. Понять, почему он так сказал и кто такой Пророк в библейском, христианском смысле, чрезвычайно важно. Через слова этой речи мы, по словам автора, сможем уразуметь, что Федор Михайлович Достоевский своими книгами рассказал не только о времени, в котором жил, но и предсказал, что произойдет с Россией и со всем миром, если люди забудут святоотеческую веру, отвернутся от Христа Спасителя.
***
«Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла...» - такое признание можно прочитать в последней записной тетради Федора Михайловича Достоевского... Не в этих ли его словах - ключ к пониманию всего наследия писателя? Нет сомнения. Здесь ясное указание на путь и на итог пути, каким он прошел в жизни». Этот сборник, по мнению митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия, займет свое место среди тех изданий, посвященных творчеству и жизни Достоевского, которые показывают православное самосознание писателя как фундамент его творений. Именно православное самосознание определило итог его жизненного пути: встреча Достоевского со Христом превратила заурядного террориста в великого писателя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!