У книжной полки. Промысл Бога и свобода человека по творениям святого Максима Исповедника. Авторы книги – Павел Кузенков, Ярослав Совгира

25 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Cуществует ли свободная воля у человека? Что лежит в основе свободы? Для чего она нужна и как реализуется? Как совместить свободу воли человека и всемогущество Бога? Почему всеблагой Бог допускает зло, если знает о нем? Эти и подобные вопросы волнуют человечество не один век и даже не одно тысячелетие. О свободе, ее сути и границах спорили лучшие умы человечества, и дискуссии вокруг этих тем продолжаются по сей день. Между тем учение о человеческой воле и ее соотношении с Божественным Промыслом давно разработано в православной святоотеческой мысли. Особое место в разработке этой темы принадлежит великому византийскому богослову VII века — преподобному Максиму Исповеднику. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой раскрывается «Промысел Бога и свобода человека по творениям святого Максима Исповедника».

***

Эта книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. Ее автор - Павел Владимирович Кузенков - известный византолог, доцент МГУ, преподаватель Сретенской семинарии. Это уже не первая книга Павла Владимировича, в которой на основе творений прп. Максима Исповедника излагается мысль святого отца более простым языком, понятным для наших современников. Ранее в нашей программе была представлена книга - «Логос – мир – человек. Космология святого Максима Исповедника». В ней излагалось учение о мире и человеке этого одного из величайших христианских философов и богословов ранневизантийской эпохи.

Эта книга также построена на творениях византийского богослова, отдавшего жизнь делу борьбы за чистоту православия. На страницах издания автор раскрывает учение о человеческой воле и ее соотношении с Божественным Промыслом, разработанное в православной святоотеческой мысли. По словам автора, суть христианского учения о свободе, разработанного в трудах преподобного Максима Исповедника и других отцов Церкви,  можно выразить следующим образом. Мир создан согласно Промыслу Бога, запечатленному в малых логосах — разумных основаниях чувственного мира. Логосы пронизывают мироздание и реализуются в его движении различными путями — тропосами.

Человек сотворен по образу и подобию Бога как посредник между Богом и миром и наделен свободой воли. Высшее предназначение этой свободы — осознанное следование Промыслу. Но эта же свобода предоставляет возможность своеволия, что и привело человечество к отпадению от Бога и утрате первоначального блаженного состояния. Отклонение человека от его естественного пути привело к искривлению бытия всего мироздания, в которое проникло зло. Свободная воля человека стала неустойчивой и склонной идти против логоса своей природы, уходя прочь от Бога — к небытию. Источником зла являются неестественные желания: природа, сотворенная Богом, всегда направлена к благу, то есть соответствует Промыслу. Зло порождает собственное мнение человека, которое начинает влиять на его самостоятельный выбор «между добром и злом».

Сам по себе этот выбор является неестественным для разумного существа: нет никакого смысла избирать зло, если можно избрать благо. Но естественный разум человека затемнен его собственными измышлениями (помыслами), которые заставляют его принимать зло за добро. Поэтому человек часто находится в недоумении, выбирая между целями, которые кажутся ему привлекательными. Этот-то выбор и принято называть «свободой воли». Но по сути, как отмечает автор,  ни о какой свободе здесь речи нет. Скорее наоборот. Не обладая духовным зрением, человек ориентируется на внешние, ощутимые чувствами свойства вещей и в итоге попадает в зависимость от внешних форм или даже от чувств и эмоций.

Эта зависимость, пристрастие лишает человека возможности мыслить и действовать в полном смысле слова разумно. Поэтому такое состояние правильнее назвать не свободой, а порабощением. Только очищение от чувственных страстей, открывающее в человеке духовное зрение, возвращает ему способность видеть пути Промысла и освобождает для движения к истинному Благу. Суть греха заключается не в том, что человек совершает ошибки. Грех — это сознательное, добровольное предпочтение человеком своего личного выбора, основанного на превратном представлении о благе. По убеждению преподобного Максима Исповедника, корни этого лежат в обособлении человека от Бога и разрушении предзаданного в творении принципа единства и гармонии мироздания.

Но, по словам автора, и после грехопадения человеческая природа осталась благой в своем логосе и сохранила возможность свободного выбора подлинного блага. И поскольку зло есть следствие личной воли человека, искоренение зла возможно только через добровольное исправление. Поэтому Бог не принуждает к добру, но дарует человеку различные указания о пути Промысла и ждет от него искреннего обращения к Себе. Как отмечает автор, проблему соотношения Божественной и человеческой воли во всей остроте выявили обстоятельства Страстей Христовых, описанные в Евангелиях. Слова из Гефсиманского моления: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42) - с предельной ясностью показывают, что даже Богочеловек Христос имел воление, не тождественное воле Бога Отца, но добровольно подчинился Промыслу.

На осмысление этого, казалось бы, очевидного тезиса ушло более шести столетий, и его закрепление в качестве православного догмата было достигнуто благодаря подвижническим трудам преподобного Максима Исповедника. Он показал, что воление характеризует действие не отдельного лица (ипостаси), но всей природы. Поскольку Христос был по природе и Бог, и человек, Он обладал и двумя природными волениями. Гефсиманское моление свидетельствует, что как человек Он вовсе не желал смерти, но как Сын Божий обладал тождественным с Отцом пониманием Промысла. Путь, указанный Христом, — добровольное и осознанное подчинение человеческих желаний воле Божией — и есть универсальный путь спасения.

Учение о двух волениях Христа, разработанное Максимом Исповедником и принятое на VI Вселенском Соборе в 681 году, имеет огромное значение для понимания сути и предназначения свободы человека. Если безгрешный Христос обладал человеческим волением, точно таким же, каким обладаем и все мы, значит грех коренится вовсе не в естественных желаниях человека. Это разрушало теории всех тех мыслителей, кто видел источник зла в человеческом теле. Тогда где же коренится грех? В поисках ответа на этот вопрос преподобный Максим провел глубокое исследование и пришел к соответствующим выводам. А каким именно, читайте на страницах этой книги.

***

Эта книга посвящена популярному раскрытию учения преподобного Максима о свободной воле и предопределении, которое стало синтезом предшествующей святоотеческой традиции. Тексты Максима Исповедника сложны даже для специалистов, поэтому автор книги попытался передать его основные тезисы в максимально обобщенном и структурированном виде. Для желающих более глубоко погрузиться в тему и знатоков древнегреческого языка в Хрестоматии предлагаются развернутые цитаты из древних текстов. Книга снабжена кратким терминологическим словарем и указателем. Издание адресовано студентам и преподавателям теологических и философских дисциплин, а также всем интересующимся проблемами выбора жизненного пути, свободы и необходимости, добра и зла.  

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать