***
1. Автор книги, священник Георгий Завершинский, окончил Московский инженерно-физический институт. Занимался научной деятельностью, связанной с управлением ядерными реакторами, защитил кандидатскую диссертацию, позднее руководил лабораторией в Российском институте информационных технологий. Церковное служение отец Георгий начал диаконом в храме святой великомученицы Екатерины в Москве, когда в 1998 году окончил богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. Затем преподавал в этом же университете Священное Писание Нового Завета и закончил магистратуру и аспирантуру.
2. В 2002 году решением Священного Синода после рукоположения в сан, священник Георгий Завершинский был назначен на приход в Ирландию, где прослужил 7 лет. В Ирландии он не прекращал научной богословской деятельности и защитил магистерскую диссертацию, которая получила престижную награду в Тринити Колледж - основном университете Ирландии и старейшем учебном заведении Европы. Далее, по приглашению Тринити Колледж отец Георгий продолжил исследования и закончил работу над докторской диссертацией на тему «Богословие диалога: тринитарный подход». Но и в своей пастырской деятельности священник немало потрудился. Осуществляя миссионерское служение, он открывал и окормлял новые приходы, проводил лекции и беседы в различных учебных заведениях Ирландии, писал для прессы, выступал на радио и читал лекции в Москве.
3. В настоящее время отец Георгий - клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке. Он является автором многих статей и переводов по научно-технической тематике, философии и богословию, а также книг, одна из которых и находится сегодня на нашей книжной полке. Считая проповедь православной веры и объяснение святоотеческой традиции на современном языке одной из главных задач богословия нашего времени, отец Георгий в своих выступлениях и публикациях использует близкие современному человеку понятия и образы. Это делает его слово привлекательным для людей с различным уровнем богословских познаний и церковного опыта, а искренность и открытость его обращения затрагивает сердца многих из них.
4. Так, например, в этой книге, отец Георгий обращается к вере как состоянию человека, которое, будучи основано на полной преданности и доверии к Богу, подтверждается догматами и святоотеческим учением. Свое основание и жизненное подтверждение вера христианина обретает в Евангелии и Церкви, где есть все необходимое для ее осуществления. Толкование и интерпретация Евангелия и святоотеческих текстов никогда не должны подменяться их адаптированием. Поэтому вопрос соответствия жизни человека его вере всегда является определяющим для христианства. Отец Георгий затрагивает практические вопросы, говорит об испытаниях и духовных немощах, рассматривает смысл Таинств крещения, миропомазания, исповеди и Причастия. Значительная часть книги посвящена толкованию евангельских текстов, которые имеют непосредственное отношение к духовной жизни христианина.
5. По словам автора, «в основе всего, а, главным образом, знания и добродетели, лежит именно вера. Это фундаментальное положение христианства несет с собой качественно иное отношение к тому, что есть благо для человека. Если философы древности, начиная с Сократа, полагали, что высшим благом для человека является познание добродетели, а последующая человеческая мысль, включая философию Нового времени, лишь утверждалась в этом, то христианство в лице апостола Павла видит иной фундамент для человеческого блага - веру в Единого Бога и посланного Им Христа. Бог сказал первому человеку: не доверяйся плодам с дерева познания, они несут с собой величайшую опасность утраты веры.
6. Знание, которое не отталкивается от веры, - отмечает отец Георгий, в общем случае, есть продолжение адамова грехопадения, и именно оно «порождает многие скорби» для человека. Философски рассуждая, - говорит автор, - в грехопадении можно увидеть как бы начало всякого знания, которое затем получает свое развитие и совершенствование. Основанное на необходимости, знание уже более может не искать своего утверждения в вере, оно не нуждается в доверии и начинает утверждать свои критерии, впоследствии получившие оформление в так называемом «научном методе» познания. Обобщая накопленный опыт, человек делает выводы, оформляет их в научные доктрины и системы, которые затем позволяют прогнозировать поведение окружающего мира и, соответственно, строить свою жизнь в нем.
7. В результате, всякое явление или состояние, включая веру, люди стремятся описать и классифицировать, чтобы внести в понятную всем систему знаний, доступную для передачи последующим поколениям. Однако всякое знание ценно тогда, когда находит свое опытное подтверждение и может быть использовано. Подобно этому вера как убеждение также нуждается в опытном подтверждении и начинает искать его, вновь и вновь возвращаясь к простым истинам веры как доверия, непосредственного и потому подлинного выражения внутренней сути человека, созданного «по образу и подобию» своего Творца. В этой книге автор говорит о вере, не противопоставляя доверию убеждение и не подменяя убеждение доверием, но исходя из настоящего состояния человека, по природе своей отличного от первозданного Адама.
Следуя, в основном, простым и общедоступным рассуждениям, он старается размышлять о вере как убеждении с доверием и увидеть в ней доверие, порождаемое убеждением. Этому посвящена первая часть книги. А последующие далее размышления под заголовком - «Евангелие: вера и жизнь», основанные, прежде всего, на церковных евангельских чтениях, представят эти размышления о вере в практике повседневной жизни православной общины.
***
На протяжении нескольких лет отец Георгий трудился в Ирландии, осуществляя там православную миссию. Его пастырский опыт позволяет ему изнутри видеть проблемы христианской общины. Его взгляд на вопросы веры раскрывает литургическую и догматическую стороны вопроса, и этот опыт пастыря и богослова будет полезен не только верующему, но и всякому искренне желающему обретения веры. Это делает книгу священника Георгия Завершинского полезной для широкого круга читателей. Автор желает всем читателям твердости в православной вере и неуклонного следования евангельским заповедям, что и является реальным осуществлением «жизни по вере».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 30 апреля. Великий Вторник. Обретение мощей преподобного Александра Свирского
Евангелие 30 апреля 2024. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий
Читаем Апостол. 30 апреля 2024
День ангела. 30 апреля
Этот день в истории. 30 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!