***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и называется – «Примиритесь с Богом! Беседы на Святой Земле». Предваряет издание рассказ об архимандрите Антонине. Как повествует составитель книги Анастасия Горюнова, родился будущий архимандрит 12 августа 1817 года в семье потомственного священника Иоанна Капустина, служившего в сельском храме в Пермской губернии. Андрей, так звали отца Антонина до принятия монашества, был его вторым сыном. Все шестеро сыновей отца Иоанна, в том числе и Андрей, учились — как это было предусмотрено сословным законом — в училище при Успенском Далматовском монастыре, ближайшем к их селу духовном центре. Именно там отец Антонин познакомился со старцами-монахами и получил первое представление о монашеской жизни.
2. Окончив училище в 1831 году юноша поступил в духовную семинарию в Перми, откуда вскоре перевелся в Екатеринославскую семинарию, ректором которой незадолго до этого был назначен его родной дядя, брат отца, архимандрит Иона (Капустин). Здесь-то и было суждено проявиться многочисленным талантам Андрея. Энергия молодости, усердие, большие способности в разных областях, потрясающая работоспособность позволили ему добиться многого. Он не только был лучшим учеником, он овладел несколькими иностранными языками, писал стихи, рисовал. Показав выдающиеся успехи в греческом языке, Андрей Капустин — сам еще студент старших курсов — уже преподавал эту дисциплину младшим с окладом 100 рублей в год.
3. Окончив семинарию как первый ученик он поступил в Киевскую духовную академию. За четыре года обучения Андрей Капустин достиг такого уровня, что после окончания Академии, сразу стал в ней преподавателем. Сначала его зачислили бакалавром по немецкому языку, а два года спустя, в 1845-м, он стал преподавать свой любимый греческий. Тот же год стал для Андрея решающим в выборе жизненного пути. В ноябре одно за другим в его жизни произошли судьбоносные события: 7 ноября он принял монашеский постриг с именем Антонин, 18-го его рукоположили во диакона, а 21-го - во священника. Уже через год молодого преподавателя назначили помощником инспектора Киевской духовной академии. Одновременно он продолжал преподавать, наряду с иностранными языками богословские дисциплины - герменевтику, то есть объяснение Священного Писания, и обличительное богословие.
4. В то же время в молодом иеромонахе все больше начинало проявляться стремление на Восток, он признавался, что имел «с детства влечение души к Византии, как духовной родине». Позже отец Антонин напишет: «Восток есть колыбель человечества. Довольно сказать это, чтобы сделать мысленный поклон в ту сторону, “откуда свет истек”». 15 мая 1850 года отцу Антонину дали первое послушание за границей - он был назначен настоятелем храма Русской Миссии в Афинах. Здесь ему предстояло провести десять лет. В Афинах отец Антонин отточил свой греческий язык до совершенства, особенно преуспев в освоении устной речи, потому что писал он на греческом и до этого блестяще. В Афинах он занимался археологией под руководством самых лучших знатоков древности и приобрел огромный опыт, который пригодился ему впоследствии при созидании Русской Палестины.
5. Находясь в Афинах, отец Антонин посещал Святую Гору Афон, черпая там благодатные силы для своего служения. Впервые именно из Афин отец Антонин посетил Иерусалим и описал свою поездку в заметках, опубликованных в «Душеполезном Чтении» за 1866 год. Описывал он для русского читателя и Афон, и другие места, которые смог посетить. Так он старался вызвать интерес к Востоку среди своих соотечественников, стремился познакомить Россию с общемировой христианской культурой. 18 сентября 1860 года отца Антонина перевели на другое место службы - назначили настоятелем русской посольской церкви в Константинополе. Здесь он служил в течение пяти лет, после чего был послан в Иерусалим, где в качестве начальника Миссии отец Антонин провел без малого 30 лет.
6. Как отмечает Анастасия Горюнова, «Богословие, история, археология, нумизматика, астрономия, иностранные языки - это далеко не полный перечень того, чему отдавал время и силы архимандрит Антонин (Капустин). И в каждой области оставил он свой заметный след. Но главным делом его жизни стало создание так называемой «Русской Палестины». Это он, архимандрит Антонин, беззаветно любивший Христа и свою Родину, приобретал для России участки на Святой Земле, строил там храмы, монастыри, паломнические дома, больницы и школы. Его трудами, усердием, молитвами, любовью созидались в Палестине подворья Русской Церкви.
7. По словам Анастасии Горюновой, сегодня, полторы сотни лет спустя, всматриваясь в плоды трудов архимандрита Антонина, не перестаешь удивляться: как все это можно было успеть за недолгую человеческую жизнь?! Между тем, отдавая столько сил и энергии делам внешним, среди пустыни мира, отец Антонин вел и глубокую внутреннюю жизнь. О его высоком духовном устроении, о глубоком понимании сути христианской жизни красноречиво говорят его проповеди, письма, дневники. В своих проповедях он обнаруживает такую мудрость и духовное видение, которые не так часто можно встретить не только среди его современников, но и в течение всей истории Русской Церкви.
8. Отец Антонин сам подготовил к печати книгу «Проповеднический круг подвижных праздников Церкви. Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие особенно чествуемые дни постной и цветной Триоди», которая выдержала не одно издание. Но наследие отца Антонина пока мало изучено и еще менее известно читателям. В этом смысле книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, уникальна. Это первый цитатник из трудов отца Антонина.
***
Цитаты в этой книге подобраны по темам и отвечают на самый главный жизненный вопрос: как научиться жить с Богом, какие бы обстоятельства и трудности ни стояли на твоем пути? В последней главе представлены наставления архимандрита Антонина паломникам на святой Голгофе в 1870–1892 годах, которые в полноте раскрывают главную тему книги. Слово архимандрита Антонина — горячее, порой, неожиданное, исполненное парадоксов, но всегда глубокое и живое. Отец Антонин во многом обогнал свое время, его наставления звучат сегодня современно и действенно, питая душу, указывая нам путь примирения с Богом.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Москва. VIII фестиваль «Молодые таланты Отечества»
Каменск-Уральский. Фестиваль русского народного творчества «Праздник деревянной ложки»
Алма-Ата. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Целительница»
Санкт-Петербург. XVI Студенческая конференция СПбДА
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!