Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Итак, эта книга посвящена жизни и подвигам пустынника, преподобного схимонаха Никиты Рославльского и Белобережского. Полное житие схимонаха, основой которого стали монастырские предания и документы, составил благочинный Брянского Свенского Успенского монастыря иеромонах Диомид (Кузьмин). В книге также публикуется очерк о жизни преподобного старца Никиты, опубликованный в дореволюционном журнале «Странникъ», и стихотворение священника Ильи Ливанского «Пустынник и Богоматерь». В книге использованы акварельные иллюстрации художника Юрия Анурина для жизнеописания Никиты, фотоархив издательства историко-литературного журнала «Странникъ» и общедоступны фото из сети Internet.
2. Как пишет отец Диомид, древняя брянская земля дала миру многих подвижников благочестия и святых, которые ныне прославлены Русской Православной Церковью. Один из них — уроженец Брянского уезда старец Никита, монах, брянский и Рославльский пустынножитель. История отшельничества в брянских и рославльских лесах в середине XVIII столетия тесно связана со стихийным противодействием массовому сокращению, закрытию и упразднению монашеских обителей. Однако это движение было и сильной духовной потребностью тогдашнего иночества. Не находя мира и спокойствия в монастырях, где стала падать нравственность и отеческие заветы, наиболее смелые и ревностные иноки бежали в пустынные и глухие места, сначала — в скиты при лесных монастырях. Когда же власть начала искать и преследовать их и там, они уходили во все более глухие леса.
3. Удаление от мира, от суеты и лукавства возрождало угасающий было монашеский дух. Подвижники-старцы с учениками уходили в непроходимые глухие леса, отвергнув все, что мир сохранил в монастырях: должности, власть, материальное благополучие, сытное пропитание. Таким был и старец Никита. Прежде чем начать рассказ о нем, автор дает небольшое разъяснение тому, почему раньше в жизнеописаниях старца Никиты утверждалось, что он уроженец города Орла. Работать историкам в церковных и государственных архивах, по словам отца Диомида, было в то время очень сложно и практически невозможно по причине отсутствия разрешения на такую работу. Краеведы и любители церковной истории часто руководствовались в своей работе сохранившимися церковными и народными преданиями, рассказами очевидцев.
4. Тогдашние составители его жития не имели доступа к монастырским документам, или их смущали странные обстоятельства нахождения подвижника в монашеском звании, однако сегодня мы можем однозначно утверждать на основании монастырских документов, что старец Никита - уроженец Брянского края. В те годы село Жиздра входило в Брянский уезд и представляло собой поселение, где находился старинный мужской монастырь Живоначальной Троицы, потерявший самостоятельность за бедностью и малочисленностью братии и поэтому приписанный к ставропигиальному Донскому монастырю, и в округе были непроходимые леса. И лишь в 1777 году село Жиздра стало городом и центром Жиздринского уезда Орловского наместничества, а монастырские земли вместе с крестьянами перешли в государственное ведомство, и крестьяне стали вместо монастырских — экономическими.
5. Будущий монах Никита происходил из благочестивой крестьянской семьи. Родился он в 1728 году в селе Жиздра Брянского уезда. Не сохранилось достоверных сведений о том, кто его родители и почему юноша так стремительно покинул родину. Значит, обстоятельства жизни его в то время были исключительными и требовали полного отречения от мирского устроения и посвящения себя Богу. Как пишет автор, большое впечатление на юного отрока производило посещение святых мест и обителей: как Жиздринского Троицкого, так и наиболее близкого к его дому Белобережского Иоанно-Предтеченского монастыря.
6. Кроме того, с детства он любил странствовать по святым местам. Имея особенное стремление к благочестию, он все свое время посвящал чтению Священного Писания, житий святых, питал чувство благоговения к великим подвижникам, горел любовью к их подвигам и часто посещал места, бывшие свидетелям их трудов и горестей, орошенные их слезами и потом. Это возбудило в нем непреодолимое желание последовать образу их жизни. Так юный подвижник, носясь по волнам житейского моря, проливал горькие следы раскаяния и умиления пред всечестным образом Владычицы нашей Богородицы, поручал себя многомощному Ее покровительству. Сбежав из родительского дома, поселился он в лесной чаще в двух верстах от Белобережской пустыни с намерением начать там жизнь пустынническую.
7. О том, в каких подвигах жил он до своей кончины, и почему сподобился явления Пресвятой Богородицы, читатели узнают, прочитав эту книгу. Мы лишь добавим, что умер старец 28 марта 1793 года в Рославльских лесах, где и был похоронен. Могилу его открывали несколько раз, и каждый раз находили тело нетленным: через семь лет по особенному откровению рославльский монах Дорофей (Крупенников) перенес могилу в более возвышенное место, а через пятнадцать лет могилу снова открыли и нашли тело подвижника нетленным. Позже на месте погребения была устроена деревянная часовня. Пустынники приходили сюда на Пасху и пели на могиле старца пасхальный канон. Келейник старца Досифей до конца жизни чтил память отца Никиты и всегда поминал его на Пасху.
8. Перед 1917 г. собирали материалы для прославления подвижника, однако, по-видимому, из-за открывшихся нарушений при его постриге и принятии в монастырь это начатое было дело оказалось закрытым. Но не было забыто имя подвижника Никиты. А в декабре 2016 года Священный синод постановил причислить его к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии.
***
В окрестностях Брянских, в глубокой пустыне,
В дремучем лесу, средь болот и трясин,
Оставивших след свой угрюмый доныне.
Жил в давнее время отшельник один.
Не знаемый миром, но ведомый Богу,
Вдали от житейских тревог и страстей,
К обители Белобережской дорогу
Одну лишь он знал, и для праздничных дней,
Оставив свое среди леса жилище,
Стремился охотно в святый Божий храм.
Так начинается стихотворение, которое написал законоучитель Орловского реального училища священник Илья Ливанский. В нем автор описывает чудесное посещение Богородицей пустынника. Этим поэтическим сочинением завершается эта небольшая книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!