Наверно нет такого православного христианина, который никогда в жизни не слышал о преподобном авве Дорофее, не читал его «Душеполезные поучения», которые являются бесценным сокровищем духовной мудрости для каждого верующего человека. В них святой подвижник говорит о том, что необходимо для каждого из нас: как хранить совесть и не лгать, как переносить искушения и не осуждать ближнего, как проходить путь Божий разумно и внимательно, и созидать душевный дом добродетелей. Читая поучения преподобного аввы Дорофея, можно получить ответы на множество вопросов духовной жизни, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Это сочинение является одним из наиболее востребованных святоотеческих творений, и постоянно переиздается. Одно из последних его изданий вышло в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и находится сегодня на нашей книжной полке.
***
1. Несмотря на то, что «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея для многих христиан являются настольной книгой, о самом великом подвижнике, о его жизни, сохранилось не так уж много сведений. Основное, что известно о нём, извлечено из его же творений. Из краткого сказания о преподобном Дорофее, которое открывает настоящее издание, мы узнаем, что жил он, примерно, в конце 6 и начале 7 веков, и был родом из окрестностей Аскалона. Раннюю молодость провел в прилежном изучении светских наук. Это видно из его собственных слов, помещенных в начале 10-го поучения.
2. В этом поучении Преподобный так рассказывает о себе: «Когда я обучался светским наукам, мне казалось это сначала весьма тягостным. Когда я приходил взять книгу, то был в таком же положении, как человек, идущий прикоснуться к зверю. Когда же я продолжал понуждать себя, Бог помог мне, и прилежание обратилось мне в такой навык, что от усердия к чтению я не замечал, что я ел или что пил, или как спал». С тех пор он так полюбил книгу, что не расставался с ней. Просыпаясь, «тотчас вскакивал для того, чтобы продолжать чтение». А «когда возвращался домой, после вечерни, зажигал светильник и продолжал чтение до полуночи» и поэтому, как пишет авва Дорофей, «вовсе не знал сладости покоя».
3. «Учась с такой ревностью и усердием, он приобрел обширные познания и развил в себе природный дар слова». Об этом «упоминает неизвестный писатель послания о книге его поучений, говоря, что преподобный «был высок по дару слова» и, подобно мудрой пчеле, облетая цветы, собирал полезное из сочинений светских философов и предлагал это в своих поучениях для общего назидания». Хорошо зная произведения языческих писателей, авва Дорофей несравненно лучше познал писания свв. отцов и учителей Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Климента Александрийского и многих знаменитых подвижников первых веков христианства. А «жительство с великими старцами и труды подвижничества обогатили его опытным знанием, о чём свидетельствуют его поучения».
4. Как отмечает автор сказания, неизвестно, какая причина побудила преподобного Дорофея оставить мир и стать подвижником. Но, читая его поучения, можно заключить, что он удалился из мира, имея только одно желание - достигнуть Евангельского совершенства через исполнение заповедей Божиих. В первом своем поучении, в котором говорится об отвержении мира, авва Дорофей пишет о святых мужах: «Они поняли, что, находясь в мире, не могут удобно совершать добродетели, и измыслили себе особенный образ жизни, особенный образ действования, - я говорю о монашеской жизни, - и начали убегать от мира и жить в пустынях». Так и сделал и сам преподобный. Поступив в монастырь прп. Серида, он предал себя в совершенное послушание св. Иоанну Пророку и ничего не позволял себе делать без его совета.
5. Одним из его первых послушаний было принимать и устраивать странников. И в этом деле не раз проявлялось его великое терпение и усердие к служению ближним и Богу. Подвизаясь, таким образом, прп. Дорофей достиг высокой меры духовного возраста, служил для всех полезным примером любви к ближнему, и в то же время врачевал душевные язвы и немощи братии. В течение 10 лет был он келейником у преподобного Иоанна Пророка. После же его смерти он оставил обитель, основал новый монастырь, где был избран настоятелем. Вероятно, - отмечает автор сказания, - к этому времени и относятся сказанные им поучения. Эти поучения (в числе 21) да еще несколько посланий составляют все, что осталось христианам в наследие от писаний преподобного, хотя свет учения его распространялся не только в иноческих обителях, но и во всем мире.
6. Приведем лишь несколько цитат из поучений преподобного аввы Дорофея. Во втором своем поучении святой отец говорит о смиренномудрии. Что же такое смирение? Какое значение оно имеет в духовной жизни человека, и какие труды нужно приложить, чтоб стать смиренным? По словам преподобного, ни страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия. Смиренномудрием, - учит святой авва, - сокрушаются все оружия врага и противника. Ибо поистине велико смиренномудрие, и каждый из святых шествовал его путем. Смирение избавляет человека от всяких зол и покрывает от всяких искушений. И оно одно, по учению святого отца, может ввести нас в Царствие, но только медленно».
7. А знаете ли вы, какой тяжкий грех осуждать ближнего? «Ибо, - как пишет авва Дорофей, - что тяжелее сего? Что столько ненавидит Бог? От чего столько отвращается? Как и отцы сказали, что нет ничего хуже осуждения… От чего же мы впадаем в сие, как не от того, что нет в нас любви? Ибо если бы мы имели любовь, то с соболезнованием и состраданием смотрели бы на недостатки ближнего». Еще одно поучение, учит нас тому, что должно переносить искушения с благодарностью и без смущения. Преподобный авва пишет: «Мы должны, как сказал Апостол, о всем благодарить благость Его, и никогда не печалиться и не малодушествовать о случающемся с нами, но всё, что с нами бывает, принимать без смущения со смиренномудрием и с надеждою на Бога, веруя, что всё, что ни делает с нами Бог, Он делает по благости Своей, любя нас».
8. А еще преподобный авва Дорофей советует, не полагаться на свой разум; укорять себя, а не ближнего; не лгать даже мыслию своею, а уж тем более словом или жизнью своей; проходить путь Божий разумно и внимательно, страсти стараться отсекать, прежде, чем они обратятся в злой навык души. Эти и другие «душеполезные поучения» читатель найдет на страницах книги с одноименным названием.
***
«Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея несколько веков назад были обращены к ученикам подвижника, т.е. монахам. Но не только иноки, но и миряне могут найти в поучениях святого подвижника много полезных советов и наставлений. Потому что преподобный авва Дорофей, «соединяя в своих поучениях глубокое видение сердца человеческого с христианскою простотою, предлагает ясное духовное зеркало, в котором каждый может увидеть самого себя и вместе найти вразумление и совет, как исправить свои душевные немощи и мало-помалу достигнуть чистоты и бесстрастия».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!