Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина с момента их появления пережили уже несколько переизданий. И читали их многочисленные поколения людей, решивших посвятить всю свою жизнь Богу. Автор предисловия Татьяна Копяткевич рассказывает немного о прп. Исааке, и о том, как наставления сирийского подвижника стали распространяться по всему миру. Однажды иноки палестинского монастыря святого Саввы Освященного, Патрикий и Авраамий, подвизавшиеся в конце VIII или начале IX века, прочли в сирийской рукописи следующие удивительные слова: «Как человек, который пьет вино в день плача и, упившись, забывает всякую печаль о своем трудном положении, так и упоенный любовью Божией во всем мире, который дом плача, забывает все свои труды и печали и по причине своего упоения делается нечувствительным ко всем греховным страстям. Сердце его подкрепляется надеждой на Бога; душа его легка, как пернатая птица; ум его ежечасно возносится от земли превыше всего человеческого, и наслаждается среди бессмертных у Всевышнего».
2. Это были Слова сирийского подвижника по имени Исаак, содержавшие поразительное знание человеческой природы, а также ведение духовных тайн. Кроме того, там были и практические советы всем, кто идет трудным путем богопознания и устроения собственной души. Несомненно, автор говорил не «в теории», но основываясь на собственном богатом духовном опыте. Вот как он сам свидетельствует об этом: «Что художник, который живописует на стенах воду и не может этой водой утолить своей жажды, то же и слово, не оправданное деятельностью. Кто говорит о добродетели то, что сам испытал на деле, тот так же передает это слушающему его, как иной отдает другому деньги, добытые своим трудом».
3. Иноки Патрикий и Авраамий понимали, что перед ними - величайшее сокровище сирийской духовной традиции, которое может принести пользу не только подвизающимся с ними братиям, но и всем православным христианам. Они перевели рукопись на греческий язык. Так православный греческий Восток обогатился удивительным творением святоотеческой мысли «Словами подвижническими», которые в дальнейшем стали любимым чтением в Византийской империи, а затем и на Руси. Их переписывали, их помещали в монастырские библиотеки, ими руководствовались иноки, да и благочестивые миряне, внимательные к своей духовной жизни, старались иметь «Слова» в своем домашнем книжном собрании.
4. Но надо сказать, что на протяжении многих столетий в Европе ничего не знали о том человеке, под чьим пером родились эти удивительные поучения. Знали только, что автора звали Исаак. Традиционно его стали именовать Исаак Сирин, то есть Сириец, — видимо, по аналогии с его святым соотечественником Ефремом Сириным. Шли века. Творения преподобного Исаака, имя которого имело безграничный богословский авторитет, и было овеяно ореолом суровой древней святости, были переведены на множество мировых языков. С греческого текста был сделан перевод на арабский, грузинский, славянский и латинский языки, а с латинского - на французский, итальянский, каталанский, испанский и португальский. Позже, вновь с греческого языка, текст «Слов подвижнических» был переведен на румынский, русский, новогреческий, французский и английский языки, а уже в свою очередь с русского — на японский. И это далеко не полный список переводов, которые делаются до сих пор.
5. В Византии греческий перевод «Слов подвижнических» был любимым иноческим чтением даже, несмотря на то, что об авторе «Слов» почти ничего не было известно. Их с удовольствием переписывали греческие книжники. И не только переписывали, но оставляли в рукописях восторженные отзывы о самих текстах и об их авторе: Например, такие: «Медоречивы и спасительны все его наставления, полны Божественной мудрости и благодати. Воистину великим в святости и уразумении Божественных предметов явился сей достойный удивления и богодухновенный муж, пусть даже достоверные сведения о сем достойном отце от нас, недостойных, полностью сокрыты».
6. Книга Исаака Сирина, сказано в предисловии к другой рукописи, «умеет безмолвным духом окрылить ум пламенным молитвам»; «всякий инок, если успел в ее изучении, не отпадет от прямой стези, возводя в свою очередь к высоте созерцания тех, кто со вниманием прилежит этой книге». Среди внимательных и благодарных читателей творений преподобного Исаака были такие святые, как Петр Дамаскин, Никифор Уединенник, Каллист и Григорий Палама. Когда подвижник и духовный писатель XIV века преподобный Григорий Синаит давал советы своим ученикам о том, что им полезнее всего читать он особо выделил Исаака Сирина: «Всегда читай о безмолвии и молитве — именно у святого Лествичника, у святого Исаака, у святого Максима». «Мой божественный философ» — так называл Исаака Сирина преподобный Никодим Святогорец.
7. У русского преподобного Нила Сорского том творений святого Исаака Сирина был настольным, судя по тому, как часто он цитирует его в своем «Уставе скитского жительства». Много раз обращаются к Исааку Сирину и преподобные Корнилий Комельский в своем Уставе и Иосиф Волоцкий в «Духовной грамоте». Преподобный Варсонофий Оптинский говорил о том, что авва Исаак Сирин над прочими святыми отцами — как орел, парящий над другими птицами. А преподобный Амвросий Оптинский дарил приходящим к нему книгу творений преподобного Исаака, изданных Оптиной пустынью в 1854 году. Все это свидетельствует о глубоком почитании и неослабевающем в течение веков интересе к творениям преподобного Исаака, как на Востоке, так и на Западе. И это несмотря на то, что о личности самого святого автора и у греков, и тем более у европейцев сведений было крайне мало на протяжении многих веков.
***
Известно, что преподобный Паисий Святогорец, очень почитавший преподобного Исаака, рекомендуя читать его мирянам, говорил, что «в книге аввы Исаака содержатся многие духовные "витамины", благодаря которым это чтение изменяет душу», и что «книга аввы Исаака имеет такую же ценность, как целая библиотека святых отцов». В той книге творений преподобного Исаака, которой он постоянно пользовался, старец написал: «Авва, дай мне твое перо, чтобы я подчеркнул все слова в твоей книге», то есть не только прочел, но усвоил и исполнил самым делом все написанные в ней наставления. Чего издатели искренне желают всем, взявшим в руки книгу творений этого величайшего подвижника, таинозрителя и богослова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!