***
1. Книга под названием - «Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов). Житие, письма» - вышла в свет в издательстве Оптиной Пустыни в серии «Оптинское наследие». Как говорится в предисловии книги, преподобный Анатолий, скитоначальник Оптиной Пустыни, был учеником двух великих Оптинских старцев - преподобных Макария и Амвросия. Позже и он стал духовным наставником двух будущих старцев – святых Варсонофия и Нектария. Отца Анатолия особенно почитали и любили как верующие миряне, так и монашествующие. Его собственная жизнь всегда была освещена светом веры, истинного послушания, смирения и молитвы. При помощи этих добродетелей он благополучно переплывал волны житейского моря и, сделавшись сам опытным кормчим, руководил и других к небесному пристанищу.
2. Полное жизнеописание старца Анатолия до начала 21 века не публиковалось. По благословению последних Оптинских старцев его готовил к изданию протоиерей Сергий Четвериков, однако рукопись этого труда была утерена. До нас дошли только Воспоминания о старце Анатолии сестер Казанской Амвросиевской женской пустыни, письма и статья о нем, помещенная в Жизнеописаниях отечественных подвижников благочестия. В этой книге все перечисленные источники о жизни прп. старца Анатолия собраны воедино, заново переосмыслены и составляют гармоничное целое. Жизнеописание оптинского подвижника представлено в первой части книги. К нему мы сейчас обратимся и посмотрим, как начиналось служению старца Господу.
3. Родился преподобный Анатолий 6 марта 1824 года в селе Боболи Калужской губернии, в семье диакона. В святом крещении был назван Алексеем в честь св. Алексея, человека Божия. Родители особенно чтили монашествующих, и часто выражали желание, чтобы кто-нибудь из детей (а их было шестеро) жил в монастыре. Благочестивое желание это Господь впоследствии исполнил: одна из дочерей - Анна - стала инокиней, другая - Евдокия, хотя и осталась в миру, но от замужества отказалась. Во всей же полноте чаяния боголюбивых родителей сбылись на сыне Алексее. Именно он был тем избранником Божиим, которому Господь судил впоследствии стать сначала учеником, а затем сподвижником и помощником Оптинского старца Амвросия, наставником многих душ и великим делателем умно-сердечной молитвы.
4. В 8 лет Алексея отдали в Боровское духовное училище, а когда окончился курс учения, он был переведен в семинарию в Калугу. Здесь постепенно укреплялась в нем любовь к монашеству, и юноша стал мечтать о поступлении в монастырь. На последнем курсе семинарии желание это стало таким сильным, что он решил все бросить и тайно уйти отшельничать. Взяв с собой несколько книг и немного хлеба, Алексей пошел в Брянские леса к пустынножителям. Но едва прошел около двух верст, как свет померк, поднялась такая буря со шквалистым ветром, дождем, градом, громом и молниями, что он вынужден был вернуться назад. Так молодой человек понял, что этой бурей Господь заградил ему путь и показал несвоевременность задуманного.
5. По окончании семинарии Алексею предлагали много священнических мест, но он, не желая жениться, отклонял эти предложения. Три года прослужил в Калужской Казенной Палате, куда поступили и еще некоторые из его семинарских товарищей. Постоянно Алексей молился о том, чтобы Господь открыл Свою волю о нем. И вот попущена была ему тяжкая болезнь - чахотка, да такая, что вскоре он слег, обессиленный, и стал ждать кончины. Одновременно с ним заболели и два его молодых сослуживца. Тогда Алексей дал Господу обещание, что если выздоровеет, то без промедления отправится в Оптину Пустынь проситься в монастырь. Товарищи его вскоре умерли, а он стал поправляться.
6. Оставив службу, Алексей поехал домой и, сходив вместе с матерью на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, испросил у родителей благословения на монашество. Те с большой радостью благословили сына, и он отправился в Оптину. Было лето 1853 года. Незадолго до этого, в марте, Алексею исполнилось 29 лет, - не такой уж юный возраст, - но для него жизнь, словно только начиналась. С великим волнением вошел он в Святые врата знакомой ему с детства Оптиной Пустыни. Алексей ранее не раз обращался к старцу Макарию, и поэтому в монастыре его уже знали. Встретили радушно, как родного человека. 31 июля 1853 года Алексей Зерцалов был принят архимандритом Моисеем в число братства. О том, как складывалась дальнейшая жизнь послушника Алексея, а впоследствии старца Анатолия, рассказывает первая часть этой книги. А во второй собраны письма преподобного отца.
7. Для тех, кто по каким-либо причинам не мог лично общаться с батюшкой, важнейшим руководством в духовной жизни стали письма преподобного. Вот уже более ста лет эти письма продолжают оказывать духовную помощь. Они по-прежнему современны, и помогают, и врачуют, донося до нас все богатства любвеобильной и мудрой души батюшки Анатолия. На страницах этого издания каждое письмо имеет свой заголовок, раскрывает то или иное духовное делание. Об этих письмах протоиерей Сергий Четвериков писал: «Живя исключительно внутренней жизнью, будучи опытным делателем умной молитвы, старец Анатолий запечатлел в письмах свою высоко настроенную христианскими думами и чувствами душу.
8. Его письма учат знать и любить Бога, разъясняют высокую цель жизни христианской и монашеской, ободряют в подвиге борьбы со страстями и немощами, учат молитве Иисусовой и вообще заключают в себе много полезных уроков для всякого, ищущего жизни духовной. Поэтому не только бывшие духовные дети Старца, для которых свято и дорого каждое слово незабвенного Батюшки, но и все православные люди с радостью и с великою пользою для души, прочтут письма отца Анатолия. Кроме того, многие сделают их своею настольною книгою наряду с творениями отцов и учителей веры и жизни христианской».
***
По словам протоиерея Сергия Четверикова, преподобный Анатолий (Зерцалов) «живя исключительно внутреннею жизнью, будучи опытным делателем умной молитвы, отпечатлел в своих письмах свою высоконравственную христианскими думами и чувствами душу». Ни одно из писем, к нему обращенных, он не оставлял без ответа. А их порой приходило очень много. С бесконечным терпением и любовью день за днем молился он, чтобы воссиял в мятущейся душе свет Христов, помогал человеку найти путь к духовной жизни, познать волю Божию, укрепиться в истинах православной веры. Представленные в этой книге жизнеописание и письма прп. Анатолия дают возможность увидеть глубину его сокровенного молитвенного делания и мудрость старческого окормления, почувствовать то присутствие благодатной радости, которое испытывали все общавшиеся с преподобным в его земной жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ИСТОРИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ: царица Елена, император Ираклий, Салах-ад-Дин
ИСТОРИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ: от Содома до Голгофы
По святым местам. Храм Бориса и Глеба г. Яровое
У книжной полки. Архимандрит Иов (Гумеров). Суд над Иисусом Христом
Москва. День открытых дверей в ПСТГУ
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!