***
1. Эта книга святителя Вениамина (Федченкова) называется - «Преображение Господне. Вход Господа в Иерусалим». Она вышла в свет в издательстве «Правило веры» в составе 9-томного издания сочинений Владыки, публикация которого была подготовлена к 130-летию со дня рождения знаменитого архипастыря. В книге читатели найдут объяснение двух двунадесятых праздников, говоря о которых, автор по традиции опирается на богослужебные тексты. Описывая свои ощущения, митрополит Вениамин вчувствуется в особую благодать, присущую данному событию, и заражает читателей настроением, царящим в праздничной службе. Описание каждого праздника завершается проповедями святых отцов, и этим как бы освещаются разные грани празднуемого события.
2. Сегодня, слава Богу, церковная жизнь возрождается. Но многие люди не имеют ясного понятия о том, что происходит в церкви, каков смысл тех или иных таинств и служб. Не понимают порой даже те, кто постоянно посещает богослужения. Между тем понимание это совершенно необходимо для нашей духовной жизни. Богослужение - это тоже богословие, потому что основано на духовном опыте, а духовный опыт дается более всего в молитве. Необходимость толкования богослужения очевидна. Оно, по выражению архимандрита Киприана Керна, подводит верующего к познанию «великой тайны благочестия - воплощения Божия Слова нашего ради спасения, воскресения, преображения».
3. Как отмечают издатели, владыка Вениамин придавал огромное значение богослужебным текстам праздников. Стихиры, тропари, кондаки и в особенности каноны - самые развернутые виды церковных песнопений - являются источником вероучения наряду со Священным Писанием. Написанные святыми отцами, проверенные Церковью Божией в течение тысячелетий, они и сегодня поражают нас своей глубиной и оригинальностью. Творцы богослужебных текстов раскрывают события праздников как великое таинство. Поэтому митрополит Вениамин призывает вчитываться в них, углубляться, а проповедникам советует основывать на них свои слова и поучения.
4. Как уже было сказано ранее, в этот том включены описания двух праздников: Преображение Господне и Торжественный Вход Господа в Иерусалим. Называя Преображение «праздником Царства Славы», владыка Вениамин отмечает, что в этом событии Господь впервые показал избранным ученикам славу Своего Божества. Чтобы они и возрадовались об Учителе своем, и поняли, насколько это возможно, что Иисус Христос Своей волей идет на страдание, необходимое для искупления человека. «Бог - премирно славен, - пишет автор, - и неизмеримо величественна слава Его! Это мы должны усвоить на Преображение. Из этого потом и другие последствуют настроения в богослужении.
5. Владыка Вениамин, объясняя богослужение праздника, называет Преображение страшным. И вот почему. Далее он пишет: «Много раз останавливалась моя душа на этом слове: «страшное». И мало-помалу вошло в нее ощущение страха пред величием совершившегося на Фаворе. И это было совершенно новое для меня ощущение… Может быть, и для других. Между тем такое восприятие Преображения часто отмечается в богослужебных песнопениях. Впрочем, что же говорить, если и сами апостолы от страха пали ниц?! И потребовалось им успокаивающее слово Господа: «Не бойтесь». Если уж лучшие из апостолов так встретили преображение, то что же нам?
6. Отчего же это? На этот вопрос владыка Вениамин отвечает: «Мы, теперешние люди, очень часто забываем величие Божие! Нам (какая это односторонность!) все прививали понятие о Господе, как о Любви; и притом самую эту любовь мы, по необходимости, представляем себе человекообразно, в виде чувствительной мягкости, снисходительности. Но припомним, что говорил Господь пред Своим явлением Моисею: «He может человек видеть лице Мое и жив бытии» (Исх. 33,20)». Так и Преображение Господне, по словам автора, «чрезмерно для нас! Не вынесли бы мы! – говорит владыка. - А из апостолов взяты были лишь лучшие трое! Мало того… Господь еще «щадил» учеников, зная их немощность, и потому не всю славу открыл, а лишь показал им славу Свою, якоже (сколько) можаху они (так говорится в тропаре праздника). Больше они не выдержали бы: умерли бы! Об этом поется в стихире на литии.
7. Чтобы немного приблизить читателя к пониманию этого ощущения - «страха неприступности» приблизившегося Бога, автор вспоминает одно переживание из его новоначальной монашеской жизни. «Тогда еще, - пишет Владыка, - горячо молилось… И вот однажды на вечерней молитве душа так раскрылась навстречу Богу, что, казалось, и небо готово раскрыться. И близость Бога была так ярко ощутима, что от напряжения сердце начало уже болезненно сжиматься. И я должен был прекратить молитву и сказал внутри себя Богу: «Довольно, Господи! Останови! Помилуй, пощади! Иначе не выдержу! » Я чувствовал, что сердце может не выдержать и жизнь прервется. «Не может человек видеть лице Мое и жив быти». Думается: не переживал ли нечто подобное, но лишь в высочайшей степени, святой Ефрем Сирин, который просил Господа: «Ослаби ми волны благодати Твоея!»
8. Вот так автор говорит о Преображении Господнем, которое и мы сегодня празднуем. Более подробное описание вы найдете в первой части книги. А во второй части - найдете объяснение праздника Входа Господа в Иерусалим, где владыка Вениамин также открывает читателям глубину совершающегося события. Первым делом он спрашивает у себя и у других: понимали мы доселе сущность этого праздника? как понимали? что, собственно, праздновали? чему радовались в этот праздник? Какие особенные, специальные, исключительно связанные с праздником чувства переживали? Или же не отдавали себе отчета? Задумаемся…» - говорит автор, и далее начинает подробно объяснять суть празднуемого события.
***
По словам издателей, митрополит Вениамин, укорененный в духе Православной Церкви, раскрывает нам «благодать праздника». Он внимательно рассматривает и описывает и свои мысли о значении и значимости праздника, и тексты песнопений, и свои ощущения, и отношение верующих людей - по многолетнему опыту - к происходящему в храме торжеству. Откровения Владыки удивительны. И так как они поддержаны словами богослужения, то его понимание праздника становится нашим. И мы, в доступной нам мере, начинаем чувствовать красоту церковных песнопений, постигать смысл и глубину совершаемого торжества, и в данном случае двух двунадесятых праздников - Вход Господа в Иерусалим и Преображение Господне.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!