***
1. В этой книге собраны советы старцев и святых отцов по самым важным вопросам, которые охватывают разные стороны жизни православного христианина. Все они подобраны в алфавитном порядке и представляют собой определенную духовную азбуку. В первой части представлены вопросы, которые касаются богослужения. Например, что такое литургия? Для того, чтоб ответить на этот вопрос, составители книги обратились к «Настольной книге священнослужителя». Вот что там говорится: «Таинство таинств Христовой Церкви, святейшая и таинственнейшая из церковных служб, песнь песней любви христианской. В древней Церкви литургия сопровождалась общим лобзанием, - лобзанием мира, и носила название таинство собрания, или общение. Мысль о всеобщем единении людей между собой через литургию раскрывается в святоотеческих писаниях.
2. А святые отцы учат нас, что «без литургии нет христианства. Божественная литургия получила свое начало в установлении Господом Иисусом Христом таинства Евхаристии и в Его заповеди о ее совершении. Начало литургии — Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа. Ее повторение в воспоминание Господа было основой и корнем литургии». Следующий вопрос касается вечернего богослужения, и разъясняет, почему вечерня является первой среди служб? «Вечерня, - говорится в издании, - является первой среди повседневных служб потому, что в Церковной жизни день начинается с вечера, так как первому дню мира и началу существования человека предшествовала тьма, вечер, сумерки.
3. На «вечерни», как в еврейском, так и в христианском богослужении, ярко выделяется изображение сотворения мира и человека. Кроме того, в Православной Церкви вечерне придано воспоминание о грехопадении людей и ожидаемом спасении через Иисуса Христа... «Повечерний» час совпадает со временем отхода ко сну, а сон напоминает о смерти, за которой последует воскресение. Поэтому в православном богослужении на повечерии напоминается молящимся о пробуждении от вечного сна, то есть о воскресении». О том, какое значение в богослужении имеют псалмы, составители отвечают словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Как жилы и кости в теле, так псалмы проходят во всем богослужении, составляют его основу, связывают Ветхий Завет с Новым, ветхозаветное пение с новозаветным, пророческое с апостольским и святоотеческим».
4. Часто у новоначальных христиан возникает и такой вопрос: «Почему шестопсалмие читают при погашенных свечах?» Вот что мы читаем на страницах данного издания: «Шестопсалмием в православном богослужении принято называть шесть избранных псалмов, последовательно читаемых на утрени: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Суточный богослужебный круг — последовательность богослужений одного дня — делится на вечерню и утреню. После грехопадения люди оказались в темноте безбожия, и это темное время в истории человечества представлено в православном богослужении Вечерней. По окончании Вечерни символически заканчивается ветхозаветное время, наступает новое, мир ждет пришествия Спасителя. Перед шестопсалмием об этом возвещает ангельское песнопение, которое слышали в ту ночь пастухи: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14). Само же шестопсалмие символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом Спасителя мира.
5. Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той ночи, когда в вертепе родился Богомладенец. Спаситель пришел на землю глубокой ночью, не как земной царь, а в образе раба. Он еще не вышел на Свое общественное служение (храм погружен в полумрак), но Он уже молится Своему Небесному Отцу о всем роде человеческом (см.: 1 Ин. 2. I, 2). В богослужении Утрени этому соответствует середина шестопсалмия, когда после прочтения первых трех псалмов и малого славословия из алтаря выходит священник, символизирующий собой Христа, становится лицом к алтарю и при закрытых Царских вратах читает 12 утренних молитв, освящая каждый час дня. При чтении шестопсалмия полагается стоять прямо и благоговейно, как бы предстоя Самому Христу.
6. Вторая часть книги называется – «Грехи и страсти». Здесь собраны ответы святых отцов и старцев на следующие вопросы: как избавиться от жадности? Как прогнать тоску? Что делать, если унываешь от осознания своих грехов? Что такое уныние и как с ним бороться? Какой грех самый тяжелый? Что вредит здоровью? Что будет, если всю жизнь не каяться и не исповедоваться? Чем опасна лесть? Почему нельзя обижаться? И еще много других вопросов. Предлагаю вашему вниманию ответы на некоторые из них. Вот, например, на вопрос – «как прогнать тоску?» – отвечает схиигумен Иоанн (Алексеев): «Память надо набивать чтением Святого Евангелия и творений святых отцов, одним словом, чтобы ум не был праздным. Прежние события надо заменить другими мыслями, и постепенно прежние воспоминания вытеснятся прочь и тоскливость пройдет. В одном сердце два господина не могут жить вместе».
7. На вопрос - «какой грех самый тяжелый?» - составители дают ответ преподобного Анатолия Оптинского (старшего). Старец об этом говорит следующее: «Самый пагубный и тяжелый грех — это неверие. Если человек согрешит из-за своего несовершенства и покается, то Господь простит его скорее, чем когда он грешит неверием, потому что в этом случае человек восстает против Самого Бога». «О том, что вредит здоровью?» – говорит епископ Арсений (Жадановский): «Сушат человека не только болезни, но и внутренние похоти плотские и страсти, например, зависть, гнев, обидчивость и тому подобное. Поэтому-то присмотрись к себе: отчего ты так худ и слаб здоровьем — не вредит ли тебе внутренняя скверна?» Вот лишь несколько ответов на те многочисленные вопросы, которые необходимо знать православным христианам. Их вы читайте в этой книге.
***
По словам игумена Нектария (Морозова), «большинство людей сегодня не «рождается» в Церкви, а приходит в нее уже в сознательном возрасте. Человек входит в новую, совершенно незнакомую для него еще церковную жизнь, жизнь чужую, которая, однако, обязательно должна стать своей. Проходить воцерковление может иногда быстро, иногда медленно, иногда легко, иногда с большими затруднениями. К сожалению, неминуемы на его пути и ошибки, и разочарования, и скорби. Избежать всего этого вполне нельзя. Но помочь человеку, пришедшему в Церковь, предложить ему ряд советов, совсем не лишних для него, прежде чем он твердо станет на ноги, - можно». Этому важному делу воцерковления может послужить и эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!