***
1. Это - вторая книга из серии «Православие как жизнь», вышедшая свет в издательстве «Алавастр». Она посвящена православному пониманию Церкви, а также духовной и нравственной жизни человека. В первой книге этой серии автор говорил о том, во что верят христиане, как понимают Бога, мир вокруг и самого человека. Главный упор в содержании был сделан на христианском понимании цели и смысла жизни каждого из нас. Ведь для верующих людей религия является не просто неким набором абстрактных идей в голове, а четкой и логичной системой принципов, исходя из которых, каждый конкретный человек строит свою жизнь. И даже если жить по вере не очень получается, то всё равно она остается идеалом и главным критерием оценки самого себя.
2. Вторая книга из этой серии в большей степени посвящена тому, как христианская вера должна претворяться в жизнь. Но перед этим автор вкратце напоминает главные истины христианства, непосредственно касающиеся смысла жизни человека. В предисловии книги Алексей Авдеев пишет: «Итак, вечный и всемогущий Бог сотворил мир. Мир отделен от Него, но это не просто механизм или некая «игрушка» Бога. Ведь Он творил мир по Любви и предназначил его для соединения с Собой. Но для этого творение должно было ответить на любовь Творца. Потому что любить может только свободная личность, которой и является человек. Так что именно для этой любви он и был создан, а через человека и весь мир мог достичь единства с Богом.
3. Но, как отмечает автор, в результате свободного выбора греха (грехопадения) человек не мог соответствовать своему предназначению и попал под власть смерти, ада и дьявола. Сотворив нас свободными, Бог не мог насильно избавить нас от того, что мы выбрали сами. Богу Сыну пришлось стать человеком Иисусом Христом, соединив Свою Божественную природу с человеческой, чтобы Своею жизнью на земле, страданиями, смертью на Кресте и воскресением спасти нас от неизбежности подчинения греху, а, значит, и от власти дьявола над нашими душами. Это не только спасло нас от вечности в аду, но и дало всем возможность вечной, счастливой жизни с Богом.
4. Эту возможность, по словам автора, мы должны реализовать сами, но с помощью Бога. Причем реализовать уже в этой жизни, так как наша посмертная судьба будет зависеть именно от того, как мы прожили свою земную жизнь. Бог любит каждого из нас, желает спасения всех и готов сделать всё для этого, но Ему нужен и наш ответ на эту любовь, который заключается в первую очередь в следовании воле Бога и Его заповедям. Таким образом, дело нашего спасения это наша совместная работа с Богом, где сочетается то, что Бог даëт нам, и то, как мы отвечаем Ему. В этом сотрудничестве можно выделить две области. Первая - это Церковь, её таинства, богослужение, различные правила. Вторая - личная духовная и нравственная жизнь каждого конкретного человека. Хотя, конечно же, эти области неотделимы друг от друга. И то и другое одинаково необходимо нам для осуществления цели нашей жизни в христианском понимании.
5. Как отмечает автор, по христианскому учению объективная реальность заключается в том, что спасение и жизнь с Богом возможны только через Церковь, для чего она и была установлена Христом и Духом Святым через апостолов. Поэтому в первом разделе книги автор говорит о Церкви, делая особый упор на то, как различные практические действия в ней связаны с её высшей целью. В связи с этим он ещё раз напоминает, что Церковь - это не просто земная религиозная организация и не некий ненужный посредник между Богом и людьми, а то средство, которое Бог даёт нам для нашего спасения.
6. Начиная разговор о Церкви, автор рассказывает о таинствах. Ведь именно они обеспечивают Церкви высшее духовное измерение, именно через них мы входим в общение со Святым Духом, Который соединяет нас со Христом. Собственно, - говорит автор, - без таинств и богослужений связь Церкви и нашего спасения была бы лишь философским понятием, но с ними Церковь реально выполняет свою главную роль - приобщение людей Богу. И роль эта выполняется не только приведением к вере людей и объяснением им слов и заповедей Христа и Его учеников, но и сохранением таинственной благодатной духовной области в реальной и практической жизни, той реальности, где и происходит «восстановление связи» с Богом. Приобщаясь же этой связи с Богом при жизни, мы получаем возможность сохранить её и в вечности (в достижении которой и состоит спасение).
7. Как отмечает Алексей Авдеев, существует обширнейшая православная литература о Церкви и богослужении. Еще более широко представлена тема духовной жизни. Ведь каждый церковный автор, так или иначе, писал о ней. Да и вообще, духовно-нравственная тематика является основной в творениях святых отцов. Поэтому свою работу автор считает неправомочным сравнивать с этими произведениями. Ведь формат её остается таким же, как и в первой книге. То есть кратко и, главное, просто изложить основы учения Церкви о себе и о жизни человека, при этом акцентируя внимание на том, как теория связана с практикой, и по возможности дать объяснение наиболее сложных и спорных для современного человека вещей.
8. Однако автор всё же не считает свой труд лишним, так как писался он не для ученых богословов, а для обычных людей, которые воспринимают серьезную информацию в основном очень субъективно. И в этой связи изложение одних и тех же истин в разной форме и разными словами увеличивает шанс достучаться до разума и сердца большего числа людей. Кроме того, Алексей Авдеев надеется, что материал этой книги станет пусковым механизмом, который побудит читателя к дальнейшему изучению серьёзной православной литературы, чтобы получить более полное и глубокое представление о затронутых вопросах.
***
Основной темой этой книги, по словам ее автора, можно назвать описание цели человека, которая для христиан состоит в единстве любви с Богом через богочеловеческую природу Христа (во Христе же мы обретаем единство и любовь и со всеми людьми). Путь достижения этой цели, а также спасение от всего, мешающего ей, и составляет главное содержание христианской жизни. Алексей Авдеев надеется, что осознание такой картины мира заставит читателя задуматься и о своем месте в ней, своем положении на этом пути. Немало места занимает в книге устранение не правильного понимания различных аспектов христианского учения, что очень распространено в наше время поверхностной религиозности. Автор также старался ответить на многие вопросы, возникающие у современных людей при знакомстве с христианством.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!