У книжной полки. Православие и наука

10 октября 2023 г.

За 70 лет советского периода в сознании нашего народа сформировалось такое мнение, что наука и вера несовместимы, что ученый человек не может верить в Бога. Однако если мы обратимся к нашей дореволюционной истории и возьмем труды выдающихся ученых с древнейших времен до переворота 1917 года, то мы увидим, что они были христианами. Да и после в ученой среде происходили такие метаморфозы, когда человек, считавший себя атеистом, занимаясь какими-либо научными исследованиями, начинал понимать, что без Бога ничего в мире не происходит.  На вопрос: может ли научно образованный и мыслящий человек иметь религиозную веру? - еще в 19 веке ответил святитель Феофан Затворник. Его труд - «Православие и наука» - мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Среди русских проповедников 19 века святитель Феофан Затворник занимает особое место. Стремясь к восстановлению святоотеческих традиций, он всю свою пастырскую деятельность посвятил разъяснению пути истинно христианской жизни, основанной на духовной собранности и внутреннем трезвении. Количество печатных трудов преосвященного Феофана очень велико, и полное собрание их составляет довольно значительную библиотеку. Многоразличны предметы и крайне разнообразно содержание писаний святителя. Кажется, что он объял в них решительно все. Ни одна подробность духовной жизни не ускользнула от глубокого, внимательного наблюдения.

2. Но среди этого разнообразия одна мысль, несомненно, господствует и проходит по всему целому. А именно - мысль о важнейшем предмете человеческой жизни - христианском спасении. Этот вопрос главным образом разрабатывается во всех сочинениях святителя, касается он и научной области. Личность святителя Феофана Затворника сформировалась в кругу блестящих имён русской богословской и гуманитарной науки. Воспитанный Орловской семинарией и Киевской духовной академией, он явил собой ярчайший пример учёного монашества, занятого как научной, так и ответственной педагогической деятельностью.

3. Главными источниками его лекций после Священного Писания и творений святых отцов были жития святых и психология. О самих явлениях и силах души о. Феофан сообщал довольно обширные сведения, руководствуясь, с одной стороны, сведениями философов и другими научными данными, а с другой – словом Божиим, писаниями святых отцов и собственными наблюдениями. В то же время он старался установить в юных душах правильный взгляд на соотношение науки и религии, знания и веры, учил определять истинное место и значение человеческой мудрости. Святитель говорил: «Напрасно думают высоко о мире и его законах, о природе и ее силах, как будто в них есть что неприкосновенное, непререкаемое, нерушимое. Нет, не законами и силами природы держится жизнь каждого из нас, а силою Божиею, действующею в нас».

4. Не занятия наукой сами по себе, а научная мысль, оторванная от Бога, возведенная в абсолют, несомненно, опасна и разрушительна. Поэтому святитель Феофан предупреждает: «В образе исследования старайся начала каждой изучаемой тобою науки освятить светом небесной мудрости». Сам святитель, как отмечает один из его биографов, «хорошо понимал математические науки и занимался естественными науками, потому основательно знал арифметику и географию и свободно чертил географические карты». В келии святителя после его кончины нашли и учебные пособия, относящиеся к светским наукам: телескоп, два микроскопа, фотоаппарат, анатомический атлас, 6 атласов по географии и истории общей, церковной и библейской.

5. В своем известном труде «Путь к спасению» епископ Феофан обнаруживает основательные познания в физиологии, в других творениях – по многим естественным наукам, не говоря о познаниях по гражданской истории и иным наукам (географии, математике). По словам профессора Ленинградской духовной академии Миролюбова, «широта и глубина знаний епископа Феофана поражает читателя его творений: о духовной жизни он пишет как исследователь-естествоиспытатель». Одна из самых больших в то время частных библиотек в России, которой владел владыка Феофан, показывает, что он был человек науки. Эта библиотека постоянно пополнялась и состояла наполовину из иностранных книг.

6. Главное ее богатство составляли книги духовного содержания, но были издания светские: исторические, философские, естественнонаучные, книги по медицине, анатомии, гигиене, фармакологии, а также художественная литература. «И книги с человеческими мудростями, - отмечает епископ Феофан, - могут питать дух. Это те, которые в природе и истории указывают нам следы премудрости, благости, правды и многопопечительного о нас промышления Божия. Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в слове Своем. И они суть книги Божии для тех, кто умеет в них читать». «Хорошо уяснить себе, - продолжает он дальше, - строение растений, животных, особенно человека, и законы жизни в них проявляющиеся. Великая во всем премудрость Божия».

7. Книга «Православие и наука» составлена из трудов святителя Феофана Затворника. Сам он в 1876 году писал об этой книге следующее: «Я пришел к мысли, что было бы очень полезно составить сборник из разбросанных изречений и сказаний, куда бы все вошло о вере и науке. Сборник сей должен быть руководственною книгою. Изречения в ней все преназидательны; но когда они расставлены, то представляются грудою песку. Сплотить их или сочетать, как цементом, планом каким, хорошо будет. Все станет на свое место. Мудрость в них невелика. Но сведено под один обзор и поставлено на своем месте, что не худо действует на душу. Я сначала думал, что по пустякам болтал, а теперь надумалось, что не по пустякам. Кому-либо пригодится.

8. Есть люди, - замечает святитель, - которые просиживают дни и ночи над изучением какой-нибудь науки: математики, физики, астрономии, истории и тому подобного, думая, что питают душу истиною, а душа их чахнет и томится. Отчего? Оттого, что нет истины там, где хотят найти ее. Не потому я так говорю, чтобы наука не могла вмещать истины, но потому, что ныне она оттуда изгнана и заменена то мечтаниями, то предположениями, нередко даже противными истине. Сопровождаем наш сборник искренним желанием, чтобы любители духовного чтения находили в нем то, что желал вложить в него для них составитель».

***

Эта книга, составленная из изречений и поучений святителя Феофана Затворника, обращена, прежде всего, к верным чадам Святой Церкви, в особенности ищущим святоотеческих основ  взаимодействия с наукой. Кроме того, она может быть очень полезной и ищущим Христа, но еще недостаточно уяснившим себе основы Православия. Для первых книга «Православие и наука» послужит подлинным руководством к православному отношению к мирской мудрости, для вторых - путеводной нитью в лабиринтах ума к православному храму. Также это издание может быть использовано в качестве учебного пособия для духовных школ и научно-религиозных семинаров.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать