***
1. Среди русских проповедников 19 века святитель Феофан Затворник занимает особое место. Стремясь к восстановлению святоотеческих традиций, он всю свою пастырскую деятельность посвятил разъяснению пути истинно христианской жизни, основанной на духовной собранности и внутреннем трезвении. Количество печатных трудов преосвященного Феофана очень велико, и полное собрание их составляет довольно значительную библиотеку. Многоразличны предметы и крайне разнообразно содержание писаний святителя. Кажется, что он объял в них решительно все. Ни одна подробность духовной жизни не ускользнула от глубокого, внимательного наблюдения.
2. Но среди этого разнообразия одна мысль, несомненно, господствует и проходит по всему целому. А именно - мысль о важнейшем предмете человеческой жизни - христианском спасении. Этот вопрос главным образом разрабатывается во всех сочинениях святителя, касается он и научной области. Личность святителя Феофана Затворника сформировалась в кругу блестящих имён русской богословской и гуманитарной науки. Воспитанный Орловской семинарией и Киевской духовной академией, он явил собой ярчайший пример учёного монашества, занятого как научной, так и ответственной педагогической деятельностью.
3. Главными источниками его лекций после Священного Писания и творений святых отцов были жития святых и психология. О самих явлениях и силах души о. Феофан сообщал довольно обширные сведения, руководствуясь, с одной стороны, сведениями философов и другими научными данными, а с другой – словом Божиим, писаниями святых отцов и собственными наблюдениями. В то же время он старался установить в юных душах правильный взгляд на соотношение науки и религии, знания и веры, учил определять истинное место и значение человеческой мудрости. Святитель говорил: «Напрасно думают высоко о мире и его законах, о природе и ее силах, как будто в них есть что неприкосновенное, непререкаемое, нерушимое. Нет, не законами и силами природы держится жизнь каждого из нас, а силою Божиею, действующею в нас».
4. Не занятия наукой сами по себе, а научная мысль, оторванная от Бога, возведенная в абсолют, несомненно, опасна и разрушительна. Поэтому святитель Феофан предупреждает: «В образе исследования старайся начала каждой изучаемой тобою науки освятить светом небесной мудрости». Сам святитель, как отмечает один из его биографов, «хорошо понимал математические науки и занимался естественными науками, потому основательно знал арифметику и географию и свободно чертил географические карты». В келии святителя после его кончины нашли и учебные пособия, относящиеся к светским наукам: телескоп, два микроскопа, фотоаппарат, анатомический атлас, 6 атласов по географии и истории общей, церковной и библейской.
5. В своем известном труде «Путь к спасению» епископ Феофан обнаруживает основательные познания в физиологии, в других творениях – по многим естественным наукам, не говоря о познаниях по гражданской истории и иным наукам (географии, математике). По словам профессора Ленинградской духовной академии Миролюбова, «широта и глубина знаний епископа Феофана поражает читателя его творений: о духовной жизни он пишет как исследователь-естествоиспытатель». Одна из самых больших в то время частных библиотек в России, которой владел владыка Феофан, показывает, что он был человек науки. Эта библиотека постоянно пополнялась и состояла наполовину из иностранных книг.
6. Главное ее богатство составляли книги духовного содержания, но были издания светские: исторические, философские, естественнонаучные, книги по медицине, анатомии, гигиене, фармакологии, а также художественная литература. «И книги с человеческими мудростями, - отмечает епископ Феофан, - могут питать дух. Это те, которые в природе и истории указывают нам следы премудрости, благости, правды и многопопечительного о нас промышления Божия. Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в слове Своем. И они суть книги Божии для тех, кто умеет в них читать». «Хорошо уяснить себе, - продолжает он дальше, - строение растений, животных, особенно человека, и законы жизни в них проявляющиеся. Великая во всем премудрость Божия».
7. Книга «Православие и наука» составлена из трудов святителя Феофана Затворника. Сам он в 1876 году писал об этой книге следующее: «Я пришел к мысли, что было бы очень полезно составить сборник из разбросанных изречений и сказаний, куда бы все вошло о вере и науке. Сборник сей должен быть руководственною книгою. Изречения в ней все преназидательны; но когда они расставлены, то представляются грудою песку. Сплотить их или сочетать, как цементом, планом каким, хорошо будет. Все станет на свое место. Мудрость в них невелика. Но сведено под один обзор и поставлено на своем месте, что не худо действует на душу. Я сначала думал, что по пустякам болтал, а теперь надумалось, что не по пустякам. Кому-либо пригодится.
8. Есть люди, - замечает святитель, - которые просиживают дни и ночи над изучением какой-нибудь науки: математики, физики, астрономии, истории и тому подобного, думая, что питают душу истиною, а душа их чахнет и томится. Отчего? Оттого, что нет истины там, где хотят найти ее. Не потому я так говорю, чтобы наука не могла вмещать истины, но потому, что ныне она оттуда изгнана и заменена то мечтаниями, то предположениями, нередко даже противными истине. Сопровождаем наш сборник искренним желанием, чтобы любители духовного чтения находили в нем то, что желал вложить в него для них составитель».
***
Эта книга, составленная из изречений и поучений святителя Феофана Затворника, обращена, прежде всего, к верным чадам Святой Церкви, в особенности ищущим святоотеческих основ взаимодействия с наукой. Кроме того, она может быть очень полезной и ищущим Христа, но еще недостаточно уяснившим себе основы Православия. Для первых книга «Православие и наука» послужит подлинным руководством к православному отношению к мирской мудрости, для вторых - путеводной нитью в лабиринтах ума к православному храму. Также это издание может быть использовано в качестве учебного пособия для духовных школ и научно-религиозных семинаров.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!