У книжной полки. Постовой дневник

3 марта 2023 г.

Пять лет назад, когда протоиерею Андрею Ткачеву было 49 лет, он Великим постом вел дневник, в котором день за днем, переживая события Святой Четыредесятницы, размышлял над молитвами, днями памяти святых и Священным Писанием. В 2020 году этот дневник вышел в свет в издательстве Сретенского монастыря и очень быстро первый тираж разошелся по частным библиотекам православных христиан. Видя востребованность этой книги, издатели выпустили в свет второе ее издание. Эту книгу мы сегодня и предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Постовой дневник».

***

1. Эта книга сделана в формате дневниковых записей и представляет собой изложение личного опыта прохождения Великого поста. Через призму постного делания автор обращает мысленный взор на происходящее в его душе и душах пасомых, на нашу жизнь в целом, раскрывает истинный смысл великопостного богослужения в духовной жизни верных чад Церкви. В предисловии книга отец Андрей пишет: ««У меня большой опыт проигранных сражений», – говорил главный герой фильма «Семь самураев» Куросавы. Вполне христианская самооценка по честности и мужеству.

2. Что мы можем сказать о себе? Разве не то же самое? Сколько раз восставали на душу различные похоти, лень, гневливость, злое уныние. И в большинстве случаев даже боя не было. Была очередная капитуляция. Если же бои случались, то большинство их были проиграны. Это факт. И весь Великий пост, представляющий из себя не столько отдельную стычку, сколько целую длительную военную кампанию, тоже был многократно проигран. Этот пост для меня особый. Сейчас мне 49 и в конце года, даст Бог, будет 50. У евреев принято отмерять временные отрезки не в десятичной системе, а в библейской – семеричной. 7, 14, 21 и так далее. А «святое святых» этого подсчета, его «небо небес», попадает на «семью семь», то есть на 49.

3. Это самый главный период возраста человека, когда по большей части о нем все ясно. Следующий год, 50-й, юбилейный. Год разрывания долговых расписок, год отпускания рабов на свободу. И надо этот пост, поместившийся между моими сорока девятью и пятьюдесятью, постараться провести лучше. Кстати, о еврейском способе счета лет я не в Талмуде прочел, а у Яноша Корчака в дневнике. Специально оговариваюсь для находящихся в поиске тайной приверженности моей или кого-то еще иудаизму, исламу или католицизму. Полстолетия – столь аккуратная и ровная дата, что мимо нее и ни один атеист равнодушно не пройдет. Так что я надеюсь и на этот год, и на этот пост. Вернее, на свою твердость в этом посту и в этом году. А совсем вернее, на Божью милость и в посту, и во всем году, и в этой жизни, и в будущей».

4. С этими словами автор входит сам и вводит читателя в первую седмицу Великого поста, который начинается с Великого покаянного канона. Уже во вторник отец Андрей отмечает в своем дневнике: «Все знакомые священники говорят, что у них храмы полны народа на каноне. Отрадно. Как бы ни было, а «помилуй мя, Боже» в одной только Москве десятки (а может, сотни?) тысяч людей ежедневно произносят. И значит, есть праведники, потому что кто еще праведник, если не человек кающийся. … Должна радовать мысль, что в эти дни со всего мира в небо поднимаются миллионы покаянных вздохов. Уж когда-когда, а в Великом посту нас, православных, «раздирающих не одежды, но сердца перед Господом», реально много».

5. В четверг первой седмицы отец Андрей признается: «Сегодня весь день какая-то весенняя слабость. Невозможно заставить себя взять в руки псалмы или что-то другое из Писания. Ловлю себя на мысли, что если бы не обязательные службы в храме, то львиная доля жизни прошла бы вообще без молитвы, в расслаблении от уныния и лени, в неспособности заставить себя трудиться». Эти слова отца Андрея так соответствуют настроению многих из нас, которые также сознают, что только в храме мы можем вместе со всем народом как следует помолиться. А настроиться на покаянный лад и на молитвенный подвиг Великого поста помогает нам именно покаянный канон преподобного Андрея Критского.

6. Но, как отмечает автор по прочтении канона, что «четыре первых дня, как всегда, пролетели быстро. Жизнь пролетает стремительно, и на примере стремительного пролета Великого поста это очень заметно». По словам отца Андрея, и сама «длительность поста кажущаяся. Не успеешь оглянуться, как будет Мариино стояние, Похвала Богородицы, Вход Господень в Иерусалим и Страстная. Кто расслабится в начале, думая, что еще много дней впереди, тот очередной раз не сумеет попоститься». Не расслабляться нам, в частности, поможет храмовая молитва. Однако, как говорит отец Андрей, «огромная часть постовой богослужебной красоты проходит мимо рядового человека».

7. «Если ходишь в храм только в воскресенье, - отмечает автор, - то весь пост мимо. Ибо воскресная служба во весь год та же. А на буднях люди работают. Как им окунуться в псалтирный речитатив, в трипеснцы, каноны утрени и прочее? Нужно компенсировать свое вынужденное отсутствие на службах изучением Писания. Это равноценная замена для всего чего угодно». Здесь отец Андрей вспоминает эпизод из жизни прп. Парфения Киевского, «которому было видение жуткими колючками заросшей земли. «Это грехи тех, за кого ты молишься», - был ему голос. Затем огонь с неба упал и совершенно истребил колючий бурьян. «Это Евангелие, которое ты читаешь за людей», сказано было Парфению. А у преподобного был обычай читать за людей с их различными нуждами по несколько глав Евангелия. Вот так слово Божие совершает очистительное и освящающее действие над душами нашими с их грехами», - заключает отец Андрей.

8. Этими словами автор вновь подводит читателя к мысли о том, какое важное значение имеет для христианина чтение Священного Писания и святоотеческих книг. Ну а мы в свою очередь отметим, что и книга отца Андрея может стать душеспасительным ориентиром на великопостном пути. По отзывам читателей, «Постовой дневник» отца Андрея Ткачева, как и все его книги, читается на одном дыхании: просто, доступно, эмоционально о самых, с одной стороны, сложных, а с другой стороны, радостных днях Великого Поста. Интерес поддерживается еще и тем, что читатель соотносит свой личный опыт прохождения великопостного подвига с опытом священника. Интересны его заметки о том, как и когда появилась Литургия Преждеосвященных Даров, почему суббота не является постным днем, как читать и учить Псалтирь, как относиться к акафистам. Здесь же меткие и глубокие замечания о великопостных праздниках - сорока мучениках Севастийских, памяти Григория Паламы, Лазаревой субботе, Вербном воскресении, и многое другое вы найдете на страницах этой книги.

***

Эта книга небольшого формата будет удобна для повседневного чтения Великим постом, и интересна, как новоначальным, так и тем, кто давно ходит в храм. Как отмечает отец Андрей, он «старался не писать много о себе. “Я видел”, “я думал”, “я встретил”... Совсем без этого нельзя, иначе это бы и не был дневник. Но это не было главным. Хотелось говорить о Писании, о пользе душ, о попытках обновиться». Хотелось, - говорит автор читателю, - чтобы «мой дневник» был и «твой дневник», поскольку писался он изначально не в стол и не для личного перечитывания, а для прочтения другими».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать