У книжной полки. Покаяние – стержень духовной жизни. Беседы перед исповедью. Протоиерей Валериан Кречетов

4 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Часто люди спрашивают: а зачем исповедоваться? Вроде и грехов-то нет особых - не воровал, не убивал... И вообще, покаяние - что это такое? Для чего это нужно, если у нас и так все в порядке? Но здесь можно задать встречный вопрос: а в порядке ли? А может мы просто, не заглядывали в свою душу, не видели тот беспорядок, что творится в нашей душе? А разве совесть не обличает нас всякий раз, когда мы близки к греховному падению? Конечно, всё это касается нашей духовной жизни, стержнем которой и является покаяние. О покаянии вновь и вновь беседует с читателем отец Валериан со страниц своей новой книги, которая выпущена в свет издательством «Покровский сад» и называется – «Покаяние — стержень духовной жизни: беседы перед исповедью».

***  

1. Имя протоиерея Валериана Кречетова, опытного духовника и одного из старейших пастырей нашей Церкви, многолетнего настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в подмосковном Акулове, известно многим. Люди, знающие отца Валериана, говорят о нем так: «Господь щедро одарил Батюшку множеством талантов. Талант простоты и мудрости. Талант поистине материнского терпения. Талант духовника. И самый драгоценный талант, какой только Господь может дать – талант любви». Вот уже 50 лет «отец Валериан с честью несет нелегкий крест жертвенного пастырского служения. Для духовенства и многих мирян он является примером ревности и стойкости духа. А его дела неустанно призывают людей к жизни по заповедям Христа Спасителя, к живой и деятельной вере, непоколебимой надежде и искренней любви».

2. В новый сборник известного пастыря и проповедника включены проповеди и наставления перед Таинством исповеди. За те полвека, что предстоит батюшка пред Престолом Божиим, вокруг нас многое изменилось. Но люди приходят к батюшке с одними и теми же вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?». Духовный опыт отца Валериана трудно переоценить. «Батюшка, да вы прозорливый! Всё про меня знаете!» — нередко говорят ему люди, на что в ответ отец Валериан смеется: «Если столько лет исповедовать, то действительно будешь знать  у всех примерно одно и то же». Батюшка вразумляет кротко, не настаивает, не давит, а мягко подводит человека к истинному пути, который тот уже сам сознательно выбирает.

3. «Самое главное в духовной жизни — покаянное чувство», — говорит отец Валериан. И часто приводит слова священномученика Сергия Мечёва, который называл приходскую общину «богослужебно-покаяльной семьей». Живое и проникновенное слово священника помогает нам взглянуть на себя со стороны и почувствовать, насколько же сильно мы нуждаемся в покаянии. Каждый раз, приступая к Таинству Исповеди, мы должны, поразмыслив над своей жизнью, насколько возможно подготовить к этому свою душу. Как отмечает отец Валериан, Православная Церковь, словно заботливая и любящая Мать, через свои установления и весь строй церковной жизни помогает нам в этом.

4. В издании собрано двадцать бесед отца Валериана, в ходе которых он объясняет читателям в чем заключается истинное покаяние. Батюшка отвечает на следующие вопросы: Зачем нужно помнить о будущей жизни? Чем отличается ложная вера от истинной? Стоит ли нам пренебрегать духовным опытом? Почему мы должны терпеть все скорби, которые выпадают нам на жизненном пути? Батюшка помогает читателю задуматься, а есть ли Богу место в его душе? Сравнить жизнь свою с Евангелием и понять, что только оно даёт человеку истинное понимание того, зачем он живёт. И учения Святых Отцов и других подвижников благочестия - всё вытекает из Евангелия.  И святые отцы как раз учат, как нужно понимать жизнь и самого себя.

5. Проповеди и наставления отца Валериана перед Таинством исповеди помогут читателю пересмотреть свою жизнь и настроиться на покаяние. А оно, по словам батюшки, начинается с осознания своей греховности. Когда человек начинает чувствовать, что он грешен, немощен, тогда у него появляется потребность от этого избавиться. И тогда он идет в храм, чтоб узнать: а что нужно, чтоб подготовиться к первой в своей жизни исповеди. «Грех наш, - говорит батюшка, - заключается прежде всего в том что мы постоянно забываем о Боге. Непрестанная молитва—это постоянное внутреннее обращение к Богу. Некоторые говорят: У меня в душе Бог. В душе столько всего! А Богу есть ли там место?

6. Сказано: «В злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху» (Прем. 1:4). То есть, по словам батюшки, в злохудожной душе, когда там часто зло, раздражение, осуждение, зависть, — как там может быть Бог? Не может. А вот то, что в злохудожной душе гнездится, оно-то, к несчастью, часто и управляет человеком. Человек сам не ведает, что творит. Вина наша в том, - отмечает отец Валериан, - что мы допустили когда-то зло в свою душу. А потом постепенно это зло вошло в привычку, и уже дальше все поехало. Еще наши православные педагоги, такие как Ушинский, говорили, что воспитание заключается в выработке добрых навыков. Почему нужно чаще обращаться к молитве? Непрестанно молитесь — слова апостола Павла. Молитва — обращение к Богу, память о Боге. Нас ли что-то касается или других — Господь все видит.

7. «Мы должны служить Богу, - наставляет нас батюшка. - Но если мы Ему не служим — значит, служим этому миру. Так и сказано: Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6:24). Все мы радеем о каких-то земных вещах, а что касается молитвы — «это неважно». Такое проявляется у всех в разной степени. Не нужно думать, что эти слова адресованы кому-то, это сказано всем. И Господь нас, по словам отца Валериана, - предупреждает: Вам глаголю, всем глаголю: бдите (Мк. 13:37). Потому что вера требует внутреннего труда. Как говорил отец Сергий Орлов, для спасения нужен подвиг, без подвига не спастись Подвиг - это для нас высоко, конечно, но хотя бы какое-то усилие необходимо. Удержаться, например, от ненужных слов.

8. Или, когда в автомобильной пробке стоишь или еще где-то в ожидании, — нужно не глазеть, не болтать, а молиться. Потому что нам эти обстоятельства даются для того, чтобы у нас была возможность помолиться. Так-то в другое время человеку некогда молиться, а тут — куда ж денешься: впереди машина, сзади машина — сиди, молись. Необязательно за рулем, можно и в автобусе в пробку попасть. Поэтому люди духовные использовали каждую возможность помолиться. И молитв много не нужно наизусть знать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Об этом и многом другом напоминает нам отец Валериан со страниц этой книги.

***

Возвращаясь к вопросу, зачем человеку надо исповедоваться? - вспомним слова преподобного Иоанна Лествичника, который говорит: «Душа, знающая, что она обязана исповедовать грехи свои, этой самой мыслью, как бы уздою, удерживается от повторения прежних согрешений. Напротив того, не исповеданные грехи, как бы совершенные во мраке, удобно повторяются». По словам отца Валериана, иногда просто назвать свой грех на исповеди – это уже большой труд, усилие! Но, как отмечает батюшка, исповедать свои грехи – это еще не покаяние. Исповедью покаяние только начинается. Поэтому, как говорил архимандрит Тихон (Агриков), исповедь должна быть как проповедь, а проповедь - как исповедь: всё должно служить призывом к покаянию! Таким призывом может стать и эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать