***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Московской Патриархии и называется - «Подумайте о будущем человечества». С таким призывом обращается к читателям Патриарх Кирилл со страниц этого издания, в котором Предстоятель Русской Церкви исследует состояние современного общества, как российского, так и западного, и приходит к выводу, что нравственная коррозия поразила самые различные стороны человеческого бытия. «Мы, - говорит Святейший Патриарх, - живем в эпоху воинствующего безбожия. Оно произрастает из философских идей либерализма, но извращает эти идеи и пытается вынудить людей отказаться от Креста Христова, от веры, которую Крест символизирует, и от содержащихся в этой вере фундаментальных нравственных ценностей, некогда заложенных в основу великой европейской цивилизации».
2. По словам Первосвятителя, «безбожные силы покушаются притупить в людях стремление к уготованному им Отцом Небесным Царствию и любой ценой отвернуть их от тысячелетних устоев христианской нравственности. Вопрос существования Бога сегодня как будто выпал из нашего дискурса. На самом деле это вечный вопрос, и от того, как люди на него отвечают, зависит формирование цивилизационного пространства. Цивилизация определяется в первую очередь тем, как люди, включенные в данное цивилизационное пространство, отвечают на вечные вопросы о Боге, мире и человеке. Все остальное — вторично».
3. Святейший Владыка находит истоки упадка морали в эпохе Ренессанса, когда началась реформация Церкви на Западе, приведшая к множеству расколов. Постепенно утрачивалась ценность христианских традиций, а их место занимала идея антропоцентризма, которая в эпоху Просвещения привела к провозглашению главенства над всем личной свободы человека. Как отмечает Патриарх, «лейтмотивом эпохи Возрождения становится представление, что в центре миробытия не Бог, а человек. Антропоцентризм Ренессанса «сработал» и на идею Реформации: если в центре мира — человек, а не Бог, значит, человек властен по своему усмотрению и Священное Писание толковать, и систему ценностей создавать. В результате сложился принцип: «сколько людей - столько и систем ценностей».
4. Подобные представления размывали понятие греха, человечество отворачивалось от Бога. «Особый акцент стал делаться на человеческих свободах, на развитии права как системы, призванной гармонизировать их проявления». И «эта система, связанная с так называемым философским либерализмом, существует до сих пор. Из нее вышла концепция прав человека и многое другое». По мнению Патриарха Кирилла, либерализм занимает в жизни современного мира чрезмерно большое место, он «ставит в основание и центр бытия свободу падшего человека с его грехом, с его страстями, с его свободой и правом жить соответственно своим страстям». Сегодня во многих европейских странах невозможно даже назвать и осудить грех, это запрещено на законодательном уровне.
5. В то же время в угоду мнимой толерантности попираются христианские традиции: в школах детям запрещают носить крестики, Рождество постепенно превращается в светский праздник, почти не имеющий отношения к Христу, были попытки запретить устанавливать елки на улицах городов. Утверждается свобода человека жить своими страстями, его право на грех без покаяния, и если он при этом не нарушает закон, вредит только самому себе, а не соседу, это становится исключительно его личным делом. Однако идеи крайнего индивидуализма наносят урон не только падшей личности, но и всему обществу, освобождая его от становящейся ненужной и даже мешающей нравственности, что приводит к падению таких основополагающих институтов, как семья и школа.
6. Но это еще не всё. Как отмечает Святейший Патриарх, «Бог, укоренивший в человеческой природе нравственное начало, тем самым определил характер и судьбу нашей цивилизации. Человек может оставаться человеком только в условиях соблюдения им нравственного закона. А когда грех насаждается силой закона, силой убеждения, пропагандой, то человеческая жизнь подвергается колоссальной опасности. Личность теряет свою целостность, распадается. Что означает такая потеря в масштабах общества? Это означает разрушение целостности общества, жизнеспособности человеческой цивилизации. Человеческое сообщество неизбежно обращается в волчью стаю. Библия свидетельствует: когда общество отказывается от определенного Богом порядка жизни, оно погибает».
7. Что же ждёт современную цивилизацию, разрывающую связь с Богом? Есть ли у мира шанс? На эти вопросы Патриарх Кирилл дает развёрнутые и аргументированные ответы на страницах издания. Он подчёркивает, что главный удар принимает на себя Церковь. Ведь именно христианство сформировало все те базовые культурные ценности и чёткие нравственно-этические установки, которые пытаются отринуть творцы идеологии новой свободы. Святейший отмечает, что Православная Церковь сегодня, как и тысячелетия тому назад, борется за сохранение нравственной природы человека. Церковь во весь голос говорит о необходимости абсолютного критерия в определении того, что есть добро, а что зло. И в этом следует завету апостола Павла исполнять свою миссию во всякое время, обличать, назидать и увещевать со всяким долготерпением.
8. Забота о развитии человеческой личности — тоже дело Церкви, она должна преподать людям уроки любви, милосердия и сострадания, подражая Самому Спасителю и Его святым апостолам. По мнению Его Святейшества, будущее невозможно без молитвы и веры в непреходящие ценности, которые определил Сам Господь. А еще Патриарх Кирилл напоминает, что если человек хочет изменить мир, он должен в первую очередь изменить себя. Ведь любые перемены к лучшему всегда начинаются с перемен в самом себе. Подумать о будущем человечества — это значит, прежде всего, призвать себя следовать заповедям Божьим: избегать зла, творить добро, идти к людям с добрым и открытым сердцем.
***
Слово Патриарха Кирилла - это всегда вдохновенное слово о Христе, слово живое, родившееся из личного опыта веры, и потому понятное и вызывающее отклик в читательских сердцах. В этой книге, обращаясь к современному читателю, как к западному, так и к отечественному, Святейший Патриарх предлагает подумать о будущем человечества. Современное общество, размывая понятие греха, раскрепощает страшную разрушительную энергию человеческого инстинкта, которая в условиях гражданских свобод способна уничтожить и саму человеческую цивилизацию. Предстоятель Русской Церкви призывает каждого осознать ответственность за весь человеческий род и остановить «сползание в бездну окончания истории». Также эта книга предлагает всерьез задуматься над собой, своей жизнью.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 1 мая 2024 года
Церковный календарь 1 мая. Великая Среда. Мученик Иоанн Новый
Евангелие 1 мая 2024. Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову
Читаем Апостол. 1 мая 2024
Этот день в истории. 1 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!