У книжной полки. Почему отвергаются аскетические труды святителя Игнатия (Брянчанинова) и чем они ценны

19 февраля 2024 г.

«Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства», — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях отцов». Поэтому, кто заботится о спасении своей души, должен учиться этому по трудах святых отцов и особенно ценны в этом отношении труды самого святителя Игнатия. Но некоторые современные христиане испытывает при чтении его творений серьезные трудности. Тому, как их преодолеть посвящена брошюра, включающая в себя предисловие к полному собранию творений святителя Игнатия (Брянчанинова). О ней и поговорим в нашей сегодняшней программе.

***

1. В 1988 году Поместным Собором Русской Церкви святитель Игнатий был причислен к лику святых как подвижник благочестия, автор многочисленных творений и учитель христианской жизни. О пользе чтения его трудов писали еще его современники. С большим уважением к ним относились Оптинские старцы: Варсонофий, Нектарий, Никон. В своих проповедях к ним обращался архимандрит Иоанн (Крестьянкин), в своих книгах постоянно цитировал святителя отец Лазарь Абашидзе. Игумен Марк (Лозинский), глубоко исследовавший его духовное наследие писал, что «основная особенность и достоинство произведений епископа Игнатия, что он с присущей ему духовной мудростью отразил в своих сочинениях учение святых отцов, примененное к требованиям современности».

2. В письмах святитель Игнатий признается: «Это не мое сочинение… Я был только орудием милости Божией к современным православным христианам, крайне нуждающимся в ясном изложении душевного христианского подвига, решающего вечную участь каждого христианина». Действительно, в деле духовного преуспеяния крайне нужно руководство наставника. Но не у всех есть возможность найти опытного духовного руководителя. В этом случае нам остается учиться спасению по книгам, и лучше всего это делать по творениям святителя Игнатия. Именно в них наиболее точно изложена суть христианской жизни. Но, к сожалению, за последние годы распространилось ошибочное мнение, что труды святителя адресованы только монашествующим, а мирянам их лучше не читать; якобы чтение его творений духовно опасно и может привести к прелести.

3. Дело не в опасности, а в нашем непонимании, как их применять. Попробуем разобраться, - пишут авторы книги, - что же мешает нам глубоко воспринять наставления святителя Игнатия. Первая проблема, с которой сталкивается читатель - стиль изложения. Однако со временем к нему можно привыкнуть. Вторая — это невнимательное и беглое чтение. Чтение святых отцов, по наставлению святителя Игнатия, «должно быть тщательное, внимательное и постоянное». Этот же совет можно применить к творениям святителя. Постараемся читать их со вниманием, вникая в каждое слово, при необходимости перечитывая по несколько раз сложные для понимания места. Не достаточно прочесть один раз и отставить в сторону - нужно постоянно и тщательно их изучать, стараясь применять то, что для нас приемлемо.

4. Третья проблема - отсутствие твердых знаний основ православной веры. Без этих знаний аскетическое учение не может быть понято, а следовательно, применимо. «Из точных и правильных понятий рождается все доброе; из превратных и ложных рождаются все бедствия», - пишет святитель. Поэтому нужно исправить свои знания, если такая проблема есть. Четвертая проблема - отсутствие опытного наставника и неумение самим определить, что именно подходит для нашего духовного уровня (уровня новоначальных). В духовной жизни нельзя применять то, что нам не свойственно. Пятая проблема — наш внутренний настрой, который не совпадает с духом произведений. Наше состояние обусловлено прошлой греховной жизнью, противоположной евангельским заповедям, а последствием такой жизни «бывают слепота ума, ожесточение, нечувствие сердца, — как пишет святитель. — Ум закоренелого грешника не видит ни добра, ни зла; сердце его теряет способность к духовным ощущениям». 

5. Авторы обращают внимание читателя на то, что дух покаяния, которым пронизаны все труды святителя, можно принять только будучи самому в покаянном настроении. Покаяние - это основа спасения. «Первая заповедь, данная в Евангелии, заповедь о покаянии: С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Эта заповедь объемлет, заключает, совмещает в себе все прочие заповеди», — пишет святитель. «В покаянии — вся тайна спасения. Как это просто, как ясно! — Но как поступаем? — Оставляем указанное нам Богом спасительное покаяние и стремимся к упражнению в мнимых добродетелях, потому что они приятны для наших чувств». Поэтому и нам нужно обратить особое внимание на все, что связано с покаянием: в чем его суть, из чего оно состоит, каковы его правильные признаки.

6. Вот как пишет об этом святитель Игнатий: «Покаяние и все, из чего оно составляется, как то: сокрушение или болезнование духа, плач сердца, слезы, самоосуждение, памятование и предощущение смерти, суда Божия и вечных мук, ощущение присутствия Божия, страх Божий, — суть дары Божии, дары великой цены, дары первоначальные и основные, залоги даров высших и вечных. Без предварительного получения их подаяние последующих даров невозможно». Итак, первый признак покаяния, названный святителем это страх Божий. Он пишет, что «шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия». Если сказать кратко, то страх Божий — это искреннее переживание о своей будущей вечной участи. Второй признак покаяния — сокрушение духа.

7. «Постоянное покаяние состоит в постоянном сокрушении духа, в борении с помыслами и ощущениями, которыми обнаруживает себя сокровенная в сердце греховная страсть, в обуздании телесных чувств и чрева, в смиренной молитве, в частой исповеди». Третий признак - плач. Под плачем святитель понимал благочестивую «печаль верной души» о своих грехах или искреннее сожаление о них. Если христианин будет постоянно упражняться в страхе Божьем, сокрушении духа, искреннем сожалении о своих грехах, то со временем при содействии благодати Божией зародится в душе новое состояние, называемое нищетой духа. Нищета духа «отгоняет от очей души, которые есть ум наш, всякое о себе высокое понятие, всякое признание в себе какой-либо добродетели». «Нищета духа — блаженство, первое в евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное, первая ступень в лествице блаженств».

***

Авторы предисловия рекомендуют глубоко и внимательно ознакомиться со «Словом в Великий Четверток на литургии» из «Аскетической проповеди». Такого подробного и глубокого, в том числе и практического, рассмотрения этой темы, наверное, не найти даже у древних святых отцов. Статья уникальна! Творения святителя Игнатия можно назвать исчерпывающим практическим руководством ко спасению, наиболее подходящим для нашего времени. Завещая будущим поколениям «душеспасительное слово» — свое письменное наследие, — святитель указывает, что «исполнители этого слова вступают во владение духовными благами». Поэтому так важно правильно понять и воплотить в нашей жизни то, что изложил он в своих бесценных трудах.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать