***
1. Сегодня на нашей книжной полке находится книга греческого священника Василия Аргириадиса «По мере сил: Маленький городской патерик», вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря. Автор – клирик Элладской Православной Церкви, писатель и переводчик – включил в нее реальные и вымышленные рассказы, в которых затрагиваются важные духовные вопросы. Главная задача книги – побудить задуматься над тем, как быть христианином в современном мире, как сохранить веру в Бога живой, как услышать заповеди Божии и как их исполнить.
2. Изначально, как рассказывает в предисловии отец Василий, он собирался просто «взять известный патерик (антологию V века), выбрать из него некоторые истории и прочесть их заново, то есть постараться «примерить» их актуальность к современным реалиям городской жизни. Другими словами, попытаться услышать, находит ли отклик тишина пустыни у людей, живущих среди городского шума спустя пятнадцать веков. Подобную работу, как отмечает автор, проделывает Церковь тем или иным образом в каждую эпоху. Вспомним для примера перевод святителя Феофана Затворника «Великого патерика».
3. К слову сказать, скрупулезная работа над переводом святоотеческого сборника тянулась годы. Сам святитель об этом писал следующее: «Это страсть - книжища! Затылок ломить начинает, как только взглянешь». «Сочинять легче, там речь течет как по маслицу. А тут - в переводе, - то и дело точка с запятою. Перефразировать не хочется, а стать подлаживать — время надо». Вот и автор этой книги признается, что задача, которую он перед собой поставил, оказалась очень тяжелой для его плеч, слишком амбициозной для его возможностей. И в результате от первоначального замысла осталась только идея перечитать патерик.
4. Автор читал его страницу за страницей, и в его уме стали рождаться истории. Иногда похожие на те, что он читал, иногда совсем другие. Время от времени отец Василий брал главную мысль какого-то рассказа из патерика и обрамлял ее вымышленной историей или реже просто рассказывал его по-другому. Чаще случалось, что всего одна фраза или одно слово из истории, которую он читал, приводили к другим ассоциациям и другим сюжетам. Ко всему этому прибавились рассказы друзей священника, случаи, о которых он где-то слышал, учения отцов, воспоминания, образы, происшествия, советы людей, примеры для подражания и многое другое. Что-то из этого вымышленное, что-то реальное.
5. «Я начал с того, - говорит отец Василий, - чего оказался не в силах осуществить, и закончил тем, что вы держите в руках: не знаю, имеет ли это какую-то ценность. Поэтому с неуверенностью представляю читателю написанное. Потому что теперь перед вами не тексты церковного предания в другой обработке, а простые записи некоего человека. Эти записи не прошли испытания временем. Я не могу прикрыться святостью церковного предания. Это я и мои истории. И что я понял из них или только думал, что понял, судить вам. Пусть нашей общей движущей силой будет интерес к тому, как христианину горожанину вести себя в вопросах своей веры: как найти себя и как соотноситься с другими, как обрести свой путь и понять пути других, как услышать заповеди Божии и их исполнить. Без этого интереса получится, что я просто написал, а вы просто прочитали. Тогда между нами никогда не произойдет более осмысленной встречи».
6. Как отмечает автор, из всей истории изначального замысла книги он оставил только слово «патерик» в названии. «Пусть мне простят это заимствование, - говорит отец Василий. - Я не хотел никого ввести в заблуждение. Слово «патерик» имеет много значений, и я использовал его здесь условно, чтобы вызвать определенные ассоциации. Я взял его только потому, что для многих из нас это слово ассоциируется со сборником рассказов, связанных с верой; что-то в этом роде представляет собой и данный сборник». В него вошли истории о современных монахах, священниках и мирянах, людях, ищущих и находящих ответы на самые важные вопросы.
7. Прочитаем одну из них. Как рассказывает автор, однажды «группа студентов приехала к одному святому подвижнику на Афон. Во время беседы с ним один студент задал вопрос: «Жили два человека. Один был очень грешный и распутный, а другой очень благоразумный и преданный Богу. Первый как-то ночью принял решение изменить жизнь: как только настанет рассвет, он пойдет в монастырь, чтобы посвятить себя Богу. Второй той же ночью решил прекратить свои мучения: на следующий день на рассвете он начнет новую жизнь вдалеке от Христа. Однако, прежде чем успеть реализовать свои решения, случилось, что они оба умерли в ту роковую ночь. Что же их ожидает в другой жизни?» Старец в задумчивости склонил голову и затем ответил: «Хотел бы я знать, где вы находите такие глупые вопросы?»
8. Когда все перестали смеяться, старец сказал: «Зачем же вы мучаете свои головушки, пытаясь понять, как мыслит Бог? Бог судит на основе Своей безграничной любви и безграничного Своего бытия, вне времени и пространства. Мы же имеем ограниченное представление - почти нулевое! - о всех этих свойствах Бога. И естественно, мы абсолютно не ведаем, как могут эти безграничные свойства соединяться между собой, чтобы Бог «решал» (если вообще такие слова уместны по отношению к Богу). Следовательно, как можно знать ответы на такие вопросы? Единственное, - отметил старец, - что мы, люди, должны делать, это читать Священное Писание и искать в нем и в самой нашей жизни заповеди Божии. Теоретические вопросы хороши и святы, но всегда нужно понимать их узость и ограниченность... Придет время, когда мы закроем очи для этого мира, и нам дадутся все ответы от Господа. Ответы на то, что мы спрашивали, и на бесконечное множество того, о чем мы даже не додумались спросить...»
***
По формату и своему содержанию эта книга не очень большая, и, как говорит автор, - это не случайно. Как-то один друг сказал отцу Василию: «Когда говоришь перед людьми, следи за тем, чтобы говорить мало. Если то, что ты скажешь, будет хорошо - никаких проблем. Если же это окажется глупостями, по крайней мере, тебе не вменят в вину, что ты еще и утомил людей». Но эта книга не утомит вас. Написанная легко и увлекательно, она будет интересна самому широкому кругу читателей. «Маленький городской патерик» – это сборник историй реальных и вымышленных, грустных и веселых, современных и древних, помещенных в контекст сегодняшнего дня. Их герои - древние подвижники и современные горожане - разными путями идут к Богу, ища и обретая себя в повседневной суете, стараясь услышать Божественный голос и исполнить Его заповеди.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!