***
1. Почему Таинство Святого Причащения также называется Евхаристией? Что даёт человеку это Таинство? Как узнать, действительно ли мы готовы к принятию Святых Христовых Таин? Как правильно приготовиться к Причастию? Что значит достойно причаститься - во исцеление души и тела, и недостойно - в суд или во осуждение? Какие искушения испытывает христианин перед Причащением? И каково должно быть наше поведение после Причастия? В творениях святых отцов мы можем найти ответы на эти вопросы. Обратиться к бесценному святоотеческому опыту, и предлагают нам авторы этих двух изданий.
2. Первая из книг вышла в свет в издательстве «Отчий дом» и называется - «Плоды Святого Причащения». Она представляет собой заключительную главу из работы митрополита Вениамина (Федченкова) - «Мысли о литургии верных». Эта глава посвящена, говоря словами автора, действию «объективного, не от нас зависящего, а Причастием сообщенного дара благодати». Каково значение Евхаристии для человека и мира, какие переживания испытывает причастник, что происходит с ним в духовном, душевном и материальном отношении? Отвечая на эти вопросы, митрополит Вениамин размышляет о влиянии Святого Причащения на все уровни человеческого бытия.
3. С самого начала владыка представляет своего рода план повествования и далее последовательно излагает свои мысли. «Собственно, - говорит он, - мне хочется сейчас поговорить о плодах Литургии, так сказать, ощутительных, действительных, реальных. «Плоды Евхаристии, - отмечает владыка, - многообразны и чрезвычайны. Они прежде всего сверхъестественно действенны, затем — таинственно-благодатны, потом дают глубокие духовные переживания, нравственно и даже физически плодотворны, после - общественно важны и, наконец, космически, вселенски действенны». «Самое же первое и главное последствие или действие Святого Причащения, - по словам архипастыря, - есть приобщение к Богу, общение с Божественною Жизнью или «общение Духа Святаго» с вытекающими отсюда дальнейшими частными выводами». Это значение названо им сверхъестественным.
4. Наряду с этим Владыка ставит так называемое «таинственно-благодатное» действие Святых Таин. Оно, по словам преосвященного автора, связано с предыдущим. «Под ним, - говорит архипастырь, - я разумею таинственное, но реальное проникновение в причастника Святой благодати. Чтобы приблизить это к более ясному пониманию, возьму сравнение: солнце далеко, но лучи его, достигая нас, проникают теплом внутрь каждой нашей клеточки. А это потом ведет к тем или иным "переживаниям" душевным». О чем автор и говорит далее. Эта работа владыки Вениамина, по словам издателей, не ученый трактат, а живой, яркий, обращенный к самому широкому кругу читателей рассказ о значении Евхаристии, рассказ, который можно постоянно перечитывать, каждый раз находя в нем что-то новое.
5. О сложных вопросах веры владыка говорит просто и проникновенно. Он описывает личные переживания, вспоминает случаи из своей жизни, из жизни знакомых. О Святом Причащении митрополит Вениамин пишет с величайшим благоговением, предваряя повествование прошением: «Господи, благослови меня коснуться Таин Твоея Литургии, где Ты Сам "и приносящий, и приносимый"». При этом владыка смиренно указывает на субъективность своих рассуждений. Автор ставит своей задачей научить нас во всей полноте понимать и принимать величайший Божественный Даp. Говоря о Святом Таинстве, владыка опирается на Священное Писание, цитирует слова подвижников Церкви, приводит примеры из житий святых отцов.
6. Особая ценность этого знания связана с тем, что не всякий причастник способен видеть все плоды Приобщения. «Мы их не зрим ощутительно потому, что очи наши слабы еще», — отмечает владыка. Потому-то и важен для нас опыт Церкви, откровения святых отцов: «...прозорливые святые люди явно замечали благодать. Большею частью она проявляется в просветлении или облечении светом Божиим достойного причастника. В житиях подвижников не раз сообщаются эти случаи». Учение Православной Церкви о таинстве Святого Причащения в популярной форме излагается и на страницах книги кандидата богословия протоиерея Вячеслава Тулупова. Она вышла в свет в издательстве «Русский Хронографъ» и называется – «Чудо Святого Причащения».
7. В этой книге на многочисленных примерах из Житий святых, Патериков и Пролога раскрывается значение Таинства Причащения для жизни христианина. «Дело Святого Причащения есть дело жизни, — учит святитель Феофан Затворник. — Причащаться или не причащаться значит быть или не быть христианином, жить или не жить во Христе». Церковная история знает немало примеров, подтверждающих эту истину, и некоторые из них автор приводит на страницах книги. Как отмечает отец Вячеслав, христиане первых веков причащались очень часто. Даже в самых безвыходных ситуациях, когда не было никакой возможности совершать Евхаристию, они не переставали стремиться к чаше Господней.
8. Почему же так холодны наши современники к участию в Евхаристии? Истории, которые содержит эта книга, доказывают, что люди в наши дни не понимают, чего они себя лишают. Но, сколь ни помрачается и ни грубеет человеческая душа от безверия, грехов, страстей, в ней всегда остается ничем неистребимая жажда соединения с Богом. Некоторые люди, не обретя веры в истинного Бога, ищут успокоения в служении ложным богам, но этим служением они никогда не утолят своей духовной жажды. Только в Боге и в соединении с Ним мы обретаем причину, смысл, цель и радость нашего существования. «А что может нас более соединить с Богом, как ни Святое Причастие?» – спрашивает отец Вячеслав, и отвечает на многие вопросы, касающиеся этой важной для каждого христианина темы.
***
Таинство Святого Причащения является одним из самых непостижимых и важных священнодействий христианской Церкви. С ним связано множество чудес, сведения о которых бережно хранит церковная история. Будучи само по себе Чудом, Святое Причащение лучше познается и воспринимается через чудеса, связанные с ним. В книге «Чудо Святого Причащения» рассказывается о наиболее известных из них. А митрополит Вениамин, вдохновенный служитель Божественной литургии, человек огромного духовного опыта, мудрый пастырь, в книге «Плоды Святого Причащения» поднимает сложные богословские вопросы, но излагает их простым и доступным языком. На страницах этих двух изданий говорится как о самом Таинстве, выражающем великую любовь Бога к людям, так и о том, как нам стать достойными причастниками Христовых Таин.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!