***
1. Как говорится в предисловии, в 1995 году в сестрическом издательстве вышла первая книга - «Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы». В ней было опубликовано несколько писем великой княгини к царю Николаю II - английские оригиналы и переводы с комментариями. В настоящем издании эпистолярное наследие великой княгини представлено наиболее полно: это письма к императрице Марии Феодоровне, государю Николаю II, великой княжне Ольге Николаевне, великим князьям Сергею и Павлу Александровичам, княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой и князю Феликсу Феликсовичу Юсупову-младшему.
2. Многие из этих писем публикуются впервые, а все ранее известные переведены заново. Как отмечают издатели, новое издание по духу и задачам продолжает «Материалы к житию...», но при этом ни в коем случае, не ставится цель - выпустить некий окончательный компендиум с исчерпывающими комментариями. Наоборот, при отборе документов, прежде всего, выразилось стремление наиболее полно раскрыть образ преподобномученицы. В переписке с близкими по духу, родными людьми Елизавета Феодоровна предстает как любящая супруга, родственница и подруга, ревностная верноподданная и благотворительница, великая княгиня и настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия.
3. Перед читателем постепенно раскрывается ее путь к святости. «Дорога, полная света, которую указал мне Господь после смерти Сержа, и которая много-много лет назад забрезжила в моей душе», - так писала она Николаю II. Стоит отметить, что именно переписка с Царем Николаем, а также его матерью Марией Феодоровной занимает значительную часть настоящей книги. Об этих письмах издатели пишут следующее: «Первые письма Елизаветы Феодоровны к супруге Александра III кратки и почтительны, хотя очень скоро в светскую переписку было привнесено искреннее чувство. Недолгое время спустя отношения между государыней и великой княгиней уже были поистине родственными. Закрепилась и их духовная связь: когда великая княгиня перешла в православие, а императрица стала ее восприемницей».
4. Значительная по объему переписка затрагивает самые разные темы: здесь и пасторальные зарисовки усадебной жизни, и христианское утешение скорбящей вдове, и деловые вопросы - обе корреспондентки занимались благотворительностью. Императрица многие годы была покровительницей Российского общества Красного Креста и управляла Ведомством учреждений императрицы Марии, созданным ее царственной тезкой, супругой Павла I. Письма, обращенные к Императрице Марии, составляют одну из первых частей этой книги. В следующей ее части представлена подборка писем к Царю-страстотерпцу, которая, как надеются издатели, добавит некоторые штрихи и к его образу.
5. Великая княгиня Елизавета Феодоровна была старше императора на четыре года и в ранних письмах подписывалась «твоя любящая тетушка Элла» — как жена дяди, а после женитьбы цесаревича на ее сестре, принцессе Гессенской Аликс, - «твоя любящая старая сестра». Старой, старшей, сестрой она ощущала себя во все время их родственной, близкой дружбы: пеклась об обустройстве брака и семье императора, о его здоровье, облике государственного мужа и христианина. По словам издателей, переписка последнего десятилетия служит ценным источником сведений о Марфо-Мариинской обители и пополняет наши представления о церковной жизни Москвы и святых местах России, куда великая княгиня совершала паломнические и миссионерские поездки.
6. Нельзя, конечно, не сказать и о супруге великой княгини Елизаветы Феодоровны, который положил свою жизнь за русскую монархию и был убит в 1905 г. революционером. Государственный муж, исключительно образованный человек, просвещенный ценитель искусства, великий князь Сергей Александрович был глубоко верующим православным христианином и ревнителем трона, за что заслужил множество неблагоприятных отзывов от прогрессивно настроенных современников и последующих историков. В переписке и воспоминаниях близких, в первую очередь в письмах обожавшей его жены, он предстает любящим мужем, истинным главой семьи, нежным и суровым братом, заботливым воспитателем приемных детей.
7. Супруги почти не расставались, когда же это случалось, писали друг другу ежедневно, а иногда и по нескольку раз в день. Так было и летом 1895 и 1900 гг., когда великая княгиня лечилась на франценсбадском курорте, и осенью 1895-го, когда она жила в Царском Селе у сестры императрицы Александры Феодоровны, ожидавшей первенца, и в 1897 и 1898 гг. во время инспекционных поездок великого князя. Все эти события отражены в письмах преподобномученицы. Еще одним корреспондентом Елизаветы Феодоровны – была ее племянница, старшая дочь императора Николая 2 – Ольга. Несмотря на разницу в возрасте, у нее были общие интересы с великой княгиней, и та охотно делилась со старшей племянницей и впечатлениями от паломнической поездки, и новостями о Марфо-Мариинской обители.
8. В завершении издания представлены письма, адресатами которых являются княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, и князь Феликс Феликсович Юсупов-младший. Как отмечают издатели, князь Феликс Феликсович Юсупов-старший с 1886 г. был адъютантом великого князя Сергея Александровича, а имения - юсуповское Архангельское и великокняжеские Ильинское с Усовым — соседствовали, и супружеские пары дружили домами. Зинаида Николаевна жертвовала крупные суммы в пользу Елизаветинского общества, на ее средства был открыт приют для девочек-сирот. Вместе с великокняжеской четой она участвовала в создании Музея изящных искусств имени императора Александра III, затратив около 50 000 рублей на устройство Римского зала. Совместная работа на ниве благотворительности и общность духовных интересов упрочили искреннюю дружбу, оставившую след и в многолетней переписке.
***
Это издание включает персоналии — краткие биографические справки о лицах, образующих исторический контекст эпохи. В качестве биографического очерка к данному изданию писем вниманию читателей предлагаются воспоминания друга и сотрудницы великой княгини Елизаветы Феодоровны графини Александры Андреевны Олсуфьевой, впервые полностью переведенные на русский язык. Как отмечалось в английском издании, «ни преклонные годы, ни горечь изгнания из отечества не помешали графине взяться за перо и изобразить портрет глубоко чтимой ею госпожи, дабы сослужить последнюю службу в память той, кто уже не нуждается ни в каких земных услугах».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Великий Новгород. Хоровой фестиваль «Пасхальный глас»
Хабаровск. Занятия по катехизису в Спасо-Преображенском кафедральном соборе
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!