У книжной полки. Песнопения таинственные

7 февраля 2024 г.

Рассказ о книге, которая находится сегодня на нашей полке, хотелось бы начать словами самого автора: «Знаю, что на непрочной ладье пускаюсь в дальнее плавание или на малых крыльях уношусь к звездному небу, … тогда как и небесным умам не достает сил возблагоговеть перед Богом, сколько должно». Именно так поэтично начинает книгу своих «Песнопений таинственных» один из величайших святых Церкви архиепископ Константинопольский Григорий. Православная Церковь именует святителя - Богословом: за особый дар постижения Тайн Пресвятой Троицы, за стремление, как писал сам святитель, «открыть Божество или определить великого Бога» и дать «ключ ко всему». Познакомиться с творчеством святителя Григория Богослова, открывающим нам Божественные тайны, поможет эта книга, вышедшая в свет в издательстве «Правило веры».

***

1. Итак, сегодня мы предлагаем Вашему вниманию сборник, в который вошла большая часть поэтического богословского наследия святителя Григория - это сочинение - «Песнопения таинственные» и его стихотворения. Но прежде чем с ними познакомиться, давайте вкратце вспомним житие святителя, входящего в круг величайших богословов 4 века, так называемых Великих каппадокийцев. Святитель Григорий родился около 329 года в Каппадокии близ города Назианза. Отец будущего святителя, происходил из христианской семьи. Его мать - святая Нонна - была ревностной христианкой и приложила все свои силы к тому, чтобы дать Григорию истинно христианское воспитание. Отец же стремился дать ему лучшее богословское образование.

2. Будущий святитель начал учебу в родном Назианзе, затем продолжил ее в школах Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии и, завершил образование в Афинах. Он основательно изучил античную литературу и философию, в совершенстве овладел ораторским искусством. Еще в Кесарии Каппадокийской св. Григорий познакомился с другим светильником Церкви - святым Василием Великим. Их дружба окрепла во время совместной учебы в Афинах и сохранилась на всю жизнь. Окончив учебу, святой Григорий вернулся в родной Назианз, надеясь проводить здесь уединенную жизнь в созерцании. Однако в 359 году отец против воли посвятил его в священный сан.

3. Смущенный этим обстоятельством Григорий бежал из Назианза в Понт, в монастырь своего друга Василия. И только по настойчивому требованию отца вернулся к месту своего служения. А впоследствии, по настоянию уже святителя Василия, принял епископский сан. Как известно из жития святого, в 70-е годы 4 века христианский мир оставался разделенным на две части - православную и арианствующую. Тогда собор православных епископов принял решение отправить святого Григория в Константинополь для борьбы с еретиками. С этого времени он и становится главным защитником Православия на Востоке и за свои заслуги получает от Церкви имя «Богослов».

4. Говоря о творческом наследии святителя Григория, стоит отметить, что все его творения принято подразделять на три группы: слова, письма и стихотворения. Всего сохранилось 45 слов, произнесенных святым Григорием. Они могут быть разделены на догматические, праздничные, похвальные, надгробные, защитительные и обличительные. Из догматических наибольшее значение имеют пять слов о богословии, в которых раскрывается православное учение о Святой Троице. Слова на праздники - Рождество Христово, Богоявление, Пасху, Пятидесятницу и другие - представляют собой образец глубокого осмысления сути главных христианских праздников. В словах похвальных, надгробных, обличительных и защитительных содержится много ценных исторических сведений о современниках святого Григория - его отце и матери, святителях Василии Великом, Афанасии Александрийском, Григории Нисском. Много в этих словах и автобиографического мате­риала.

5. Обличительные же слова против Юлиана Отступника представляют нам сведения о церковной жизни в годы правления этого императора. Из эпистолярного наследия святителя Григория до нас дошло 249 писем. Большая их часть относится к последним годам жизни святого. Некоторые письма имеют важное догматическое значение. Весьма значительную часть наследия святого отца составляют поэмы и стихотворения, которые также принято подразделять на три группы: догматические, нравственные и исторические. В последней группе содержится много инте­ресного автобиографического материала.

6. Вот, например, в этой книге под называнием «Песнопения таинственные», мы читаем следующие строки святителя, в которых он пишет о себе: «Где крылатые речи? – В воздухе. Где цвет моей юности? – Погиб. Где слава? – Сокрылась в неизвестности. Где крепость хорошо сложенных членов? – Сокрушена болезнью. Где имение и богатство? – Иное взял Бог, а другое зависть передала в хищные руки злодеев. А родители и священная двоица единокровных сошли в могилу. Оставалась у меня одна родина; но и оттуда изгнал злобный демон, воздвигнув против меня черные волны. Теперь я одинокий странник, скитаюсь на чужой стороне, влача скорбную жизнь и дряхлую старость; не имею у себя ни престола, ни града, ни чад, хотя обременен заботами о чадах, и непрестанно скитаясь, день за днем провожу на ногах».

7. Так поэтично пишет святой о себе в своих «Песнопениях таинственных». Сочинение, давшее называние книге, было написано святым Григорием на 58-м году жизни в уединении после удаления из Константинополя и является венцом богословия великого Святителя. В 12-ти песнопениях он обозрел основы домостроительства Божия: Святую Троицу, сотворение мира, Промысл Божий, ангелов, человеческую природу, пришествие Христово и пути наследования блаженства вечного. В «Стихотворениях» Святитель прославляет Бога, изливает Ему свои скорби, открывает читателю радость богопознания; в своих «Двустишиях», «Одностишиях», «Четырехстишиях» - кратких, но емких - дает глубокие и разносторонние наставления.

8. Завершают сборник «Определения, слегка начертанные», в которых с удивительной глубиной постижения раскрывается смысл множества вещей. Перевод выполнен в середине XIX века богословами Духовной академии Москвы, которым удалось сберечь поэтическую образность изложения Святителя и донести точный смысл его мысли.

***

С непрочной ладьёй, с малыми крылами сравнивал скромные человеческие возможности Григорий Богослов (Назианзин), один из великих святых Церкви и Константинопольский архиепископ. Что дальнее плавание, что путь к звёздам в сравнении с дорогой к Богу – самой главной дорогой в жизни человека. Смиренно и поэтично этот великий человек смотрит на мир, созданный Божественной Премудростью. Благоговением и трепетом наполнены его «Песнопения таинственные» – книга, в которой каждый ищущий Бога заметит целостный, проникновенный взгляд на тайну Пресвятой Троицы, на стремление человека познать и принять Божественный Замысел.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать