***
1. В этой книге архимандрит Рафаил пытается приоткрыть символический смысл библейской книги царя Соломона. Читатель в этом толковании увидит «Песню Песней» в другом, может быть, непривычном ракурсе, найдет в ней новое духовное восприятие, глубже поймет сложные аллегории этой таинственной книги. Размышляя о ней, автор в частности отмечает следующее. «Песня Песней представляет собой самую сокровенную книгу из всего Священного Писания. Уже древние экзегеты воспринимали ее как тайнопись Библии, останавливались перед этой книгой в благоговейном молчании.
2. Соломон оставил потомкам «Песню Песней», но не разъяснил ее, и она осталась книгой притч и загадок. Он пропел эту песню в юности, когда его сердце горело любовью к Богу и крылья его души еще не были опалены страстями. Ключ от «Песня Песней», образно говоря, был потерян самим Соломоном при постройке великолепного дворца для египетской царевны-язычницы. Этот дворец с его идолами оказался тюрьмой для души Соломона. Песня Песней замолкла. Соломон не смог передать ее ключ своим потомкам. Он уронил его как перстень в море и потерял как небесный цветок среди снегов». Но на самом деле, как отмечает отец Рафаил, этот ключ «не потерян, а глубоко скрыт в человеческом сердце, как клад в недрах земли. Ее тайна скрыта в тайниках души, неведомых для самого человека, подобных космическим просторам».
3. Путь к пониманию «Песня Песней», по словам автора, лежит через личную аскезу, очищение сердца от страстей, пробуждение духовных интуиций. «Песня Песней» слышится в безмолвии, в отдалении от шума и звуков земли, от песен, которыми прославляется тленная красота этого мира. Тот, кто хочет раскрыть «Песню Песней» только усилиями собственного рассудка или на основе внешних знаний, какими бы обширными они ни были, окажется в лабиринте, только без нити Ариадны, где коридоры, переплетающиеся друг с другом, оканчиваются тупиками, из которых выхода нет. «Песня Песней» выше и глубже человеческого слова, но она может быть услышана сердцем человека, который ищет Бога и жаждет Его любви.
4. Эта книга не имеет предисловия: она начинается сразу, как бы яркой вспышкой духовного света. Но предисловием к этой книге, по мнению отца Рафаила, должна быть молитва самого человека. «Песня Песней» повествует о той любви, где время пересекается с вечностью и небо соединяется с землей. Глубину этого произведения не может передать человеческий язык; слова оказываются не в состоянии вместить его пламя: они как бы расплавляются и тают от него. Поэтому Соломон выбрал особый язык иносказаний, более таинственный, чем язык притч. Здесь, говорит отец Рафаил, раскрываются яркие и в то же время прозрачные образы, как будто мы стоим над черной бездной, где бурлит стремительный поток: мы слышим шум его волн, доносящийся до нас издалека, но струи его не видим.
5. В предисловии этого издания архимандрит Рафаил говорит о том, почему он решил сделать невозможное для себя: написать размышления на самую загадочную книгу Библии. Как отмечает батюшка, объяснять это ветхозаветное произведение, это все равно что «штурмовать неприступную крепость, найти замурованный ход к сокровищницам древних царей, заглянуть своими тусклыми глазами в ослепительное око солнца, посчитать число звезд в ночном небе, одернуть занавес святая святых, которого не должна касаться неосвященная рука». Но автор, после долгих колебаний, все же решился прикоснуться к тайне Песня Песней.
6. Отец Рафаил пишет: «Голос совести говорил мне: «Ты должен сделать то, что в твоих силах, пусть это будет малым и несовершенным. Песня Песней не только не понята, но оклеветана, не предавай ее молчанием». Этот голос призывал меня свидетельствовать перед моими современниками, что «Песня Песней» это песнь о любви, воплощенная в символы и иносказания; это священная поэма о безграничной любви Божества к человеческой душе и ответной, как бы отраженной любви души к Богу; что большинство людей, читая Песню Песней, не понимают ее таинственной глубины, как слепцы, взяв в руки золото, не видят его блеска и не понимают его цены».
7. «Моя цель, - отмечает автор, - помочь воспринять Песню Песней не в эмоционально-душевном, а в духовном ракурсе, увидеть в ней песнь не земли, а неба. Я хотел бы показать, что Песня Песней имеет глубочайший духовный смысл: что это мистическая поэма о единении души с Богом и что это богообщение является сутью, смыслом и целевой идеей создания человечества и мира. В этой бессмертной поэме открывается величие человека как образа и подобия Божия, как царя видимого мира и венца Божественного творения». Но, «Песню Песней» нельзя разъяснить и толковать как другие книги Священного Писания. О ней можно только петь глубиной своего сердца или молчать. Но именно в ней душа найдет то, чего не ожидала, что даже не снилось ей.
8. Я, - говорит отец Рафаил, - дал, что мог, от своей скудности. То, что я написал, не является экзегезой в строгом смысле этого слова, скорее это мое восприятие и переживание «Песня Песней»: оно ограничено и приземлено моим низким духовным уровнем. Но я чувствовал молитвенную помощь своих уже почивших духовных наставников, которые теперь, как верю, внимают «Песне» на небесах. Из написанного мною, что соответствует истине, это их слово, а что ошибочно принадлежит мне. За это заранее приношу извинения моим читателям и, пользуясь, случаем, прошу молитв у всех».
***
Завершая толкование книги «Песня Песней», автор отмечает, что она – «это остров Нового Завета в море Ветхого Завета, их единое сердце. В Ветхом Завете душа-пленница жаждала своего освобождения. В Новом Завете душа, получившая свободу, жаждет быть пленницей любви Христа». Эта книга – это дорога путника, который по ступеням молитвы поднимается от земли к небу; это зов отчизны, в которой должна поселиться навеки душа; это призыв к самому главному в земной жизни – с именем Иисуса Христа соединить дыхание уст и биение сердца! Проникнуть в смысл этой ветхозаветной книги вам поможет архимандрит Рафаил (Карелин) со страниц этого издания.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!