«Особый след в моей жизни оставил старец Севастиан (Фомин), долгие годы живший в Караганде. За много лет я понял, что подвижники бывают двух типов: одни — самородки, самоучки, другие проходят монастырскую школу. Примером первого типа может служить о. Александр Воскресенский, примером второго — о. Севастиан. Он был преемником оптинских старцев». Так говорил о старце митрополит Питирим (Нечаев). По неизреченному Своему Промыслу Господь соединяет людей, связывая незримой нитью их жизненные пути. Преподобный Севастиан познакомился с будущим владыкой Питиримом, когда тот был маленьким мальчиком. А спустя годы старец стал его духовным наставником. О том, какие теплые отношения были между ними, открывают нам письма, которые собраны на страницах этой книги.
***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве «Вольный странник» и называется – «Переписка преподобного Севастиана Карагандинского и митрополита Питирима (Нечаева)». Данная переписка включает в себя 290 документов, писем и телеграмм, и охватывает период почти в двадцать лет - с 1943/44 годов по май 1964-го. Большинство документов, публикуемых в сборнике, - из личного архива митрополита Питирима. Первая встреча иеромонаха Севастиана с тогда еще четырехлетним Костей Нечаевым произошла в Мичуринске, где Константин родился в 1926 году и где с 1928 года после закрытия Оптиной пустыни, отец Севастиан служил в храме пророка Божия Илии.
2. Священником, а потом и настоятелем этого храма в 1902-1930 гг. был протоиерей Владимир Нечаев, отец будущего владыки. Именно он, с благословения архиерея, пригласил о. Севастиана служить в своем храме. Протоиерей Владимир в Оптиной пустыни не бывал, но переписывался с преподобным оптинским старцем Нектарием, келейником которого в монастыре, и некоторое время позже, в ссылке, был монах Севастиан. Один из сыновей о. Владимира Нечаева - Николай рассказывал о предании, сохранившемся в их семье. Согласно его рассказу, когда младший келейник старца Нектария послушник Петр просил оставить ему свою благодать, тот отвечал, что всю свою благодать уже отдал Стефану Фомину.
3. Вспоминая те далекие времена, отец Севастиан писал студенту Московского института инженеров транспорта Константину Нечаеву: «Когда я Вас видел в Мичуринске, то Вы были еще маленьким, а теперь уже студентом». В другом письме он писал: «Отец Константин, я вспоминаю [время], когда я жил в Мичуринске и служил вместе с Вашим папой. Это все рисуется в моем маленьком уме, а Вы, Константин, тогда были ребенком. Все вспоминается». В Рождественские дни 1930 года протоиерей Владимир был арестован. Именно тогда у Константина Нечаева впервые родилось желание стать священником и монахом. Отец Севастиан, по воспоминаниям владыки Питирима, с тех дней взял на себя попечение о материальном обеспечении многодетной семьи своего собрата.
4. В те годы в Козлове обрели приют многие насельники закрытых к тому времени окрестных монастырей — мужских и женских. Часть из них духовно влеклись к отцу Севастиану и местные власти обратили на это внимание: в феврале 1933 года он был арестован. Но духовная и молитвенная забота о своих детях, в том числе и о многочисленной семье Нечаевых, не прерывалась во все годы его неволи. Иеромонах Севастиан освободился из Карагандинского исправительно-трудового лагеря 29 апреля 1939 года. В раздумьях и молитвах о будущем пути пастырского делания у него родилось решение о том, что в краю заключения, далеком от прежней родины, должно продолжиться его пастырское служение. Здесь, где он сам испил горькую чашу лишений, должен он стать духовным отцом и утешителем другим изгнанникам и спецпереселенцам, навечно вычеркнутым из жизни общества.
5. Все эти трудные годы, несмотря на дальность расстояний, не прервалась духовная связь старца и с семьей Нечаевых. Ольга Васильевна Нечаева, мама владыки Питирима, сохранила и поддерживала духовное общение с отцом Севастианом. Именно она, сообщая о делах семейных, о взрослеющих детях, возможно, в одном из писем 1945 года рассказала старцу и о своем младшем сыне Константине и его духовных устремлениях. В ответ старец написал: «Я за Костю рад, что он у Вас такой молодой человек, слушается [Вас]. Я рад бы повидать такого человека». Так было положено начало непосредственного общения и духовного усыновления будущего известного иерарха Русской Православной Церкви митрополита Питирима преподобным Севастианом Карагандинским.
6. В мае 1957 года молодой священник Константин Нечаев, помощник инспектора Московской духовной академии, писал из Троице-Сергиевой лавры старцу Севастиану в Караганду: «Сейчас у нас час ночи, а у вас занимается заря. Скоро Вы пойдете в церковь. Коли бы мог я перенестись к Вам и пройти сейчас по дворику в Вашу полутемную церковь. Господи, если бы душа вырвалась или хотя бы во сне повидала!» Находившегося в историческом центре русской духовности - Троице-Сергиевой лавре, «этой святейшей цитадели российского православия», по словам одного из его корреспондентов, что могло влечь его сердце за тысячи километров, в далекие казахстанские степи? Чего могло не доставать ему, внешне благополучно шествовавшему путем успешной церковной карьеры? И что могло быть столь дорогого в маленькой далекой церкви, удаленной от исторических центров Руси Православной?
7. Ответы на эти вопросы можно найти в одном из писем, написанных им в марте 1956 года. Вспоминая свою недавнюю поездку к старцу, состоявшуюся в конце осени предыдущего, 1955 года, Константин Нечаев писал: «Дни, проведенные около Вас, были для меня блаженством полным, но коротким. <...> У Вас я был как на небе, и думается, если бы сказали мне остаться, не задумался бы ни на миг. Это блаженное состояние привез я и с собой и здесь еще больше оценил его». «Прошу Вас, - писал через несколько месяцев после монашеского пострига, летом 1959 года, иеромонах Питирим, - не оставлять меня и <...> привести к спасению мою окаянную нерадивую душу. <...> Верю, если не оставите меня своими святыми молитвами, и Господь поможет мне во всем. Не прошу ничего: ни здоровья, ни славы, ни богатства, но рассуждения и мудрости».
8. И преподобный Севастиан никогда не забывал своего духовного сына. А в 1966 году именно от него старец принял постриг в Великий ангельский образ - схиму - и получил последнее напутствие в жизнь Вечную. Удивителен тот факт, что святые мощи подвижника были обретены 4 ноября 1997 года, а через 6 лет, также 4 ноября отошел ко Господу митрополит Питирим. И здесь Господь связывал их Своей незримой нитью.
***
В настоящем сборнике представлена переписка преподобного Севастиана Карагандинского, исповедника и будущего митрополита Питирима (Нечаева) - ученого, богослова, проповедника, профессора МДА, более 30 лет возглавлявшего Издательский отдел Московской Патриархии. Эти письма, по словам издателей, и особенно письма преподобного Севастиана с его наставлениями, свидетельствуют о сохранении наследия святоотеческой традиции оптинского старчества в деле руководства человеческой душой, искренне стремящейся к Богу. И ныне, среди мятущегося моря житейских страстей, слово старца поможет тем, кто не имел личной встречи с ним, одержать при помощи смирения самую главную победу - победу над собой, над своими страстями.
У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово утешения находящемуся в скорбях
Этот день в истории. 14 февраля
День ангела. 14 февраля
Церковный календарь 14 февраля. Преподобный Вендимиан, пустынник Вифинийский
Евангелие 14 февраля. Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!