***
1. Изначально автора книги звали Виктор Евгеньевич Истомин. Родился он 17 февраля 1906 года в Харькове, в глубоко верующей семье врачей. Вполне естественно, что с детства юноша интересовался медициной и, окончив с отличием гимназию, поступил в Екатеринославский (ныне Днепропетровский) медицинский институт а по его окончании был направлен на работу в Архангельск. Затем, вернувшись в родную alma mater, поступил в аспирантуру, совмещая учебу с работой на кафедре госпитальной хирургии. Позже стал доцентом этой кафедры. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны Виктор Евгеньевич был призван в армию и откомандирован на фронт, где возглавил медико-санитарный батальон, с которым попал в окружение. Продолжал работать врачом и на оккупированных территориях.
2. В 1943 году, при отступлении немцев, доктор Истомин был отправлен в Германию, где работал в лагерях для военнопленных, сначала на территории Польши, а потом - в Гамбурге, вплоть до окончания войны. После войны Виктор Евгеньевич оказался в лагере для перемещенных лиц. Ему грозила принудительная репатриация в Советский Союз. А там - новые лагеря, а может и смертная казнь. Но начальник лагеря, английский майор, друживший с Истоминым, узнав об этом, рискуя своей карьерой, за одну ночь поменял ему документы, и таким образом спас своему другу жизнь. Именно тогда Истомин стал Петром Калиновским. В 1948 году он вместе с другими русскими отплыл на пароходе в Австралию.
3. В 1981 году, когда Калиновский вышел на пенсию, он приступил к сбору материала для написания книги «Переход: последняя болезнь, смерть и после», которая была издана на русском языке в издательстве «Посев». О чем же писал Петр Петрович в конце 20 века? Чтобы узнать это, откроем предисловие этой книги. «Смерть, - отмечает автор, - совсем не такая, какой мы ее чаще всего себе представляем. Всем нам при умирании придется увидеть и пережить много такого, чего мы не ждем и о чем не думаем. Зная немного больше, мы будем иметь меньше страха и меньше страданий. Христианство учит, что душа бессмертна и что после смерти тела она переходит в другие условия реальности и продолжает сознательное существование.
4. В это можно было верить или не верить. Счастливы те, - пишет автор, - кто мог верить просто и глубоко, не входя ни в какие размышления. Их жизнь была светлее и лучше. Но такая вера бывает не у всех. Современный человек, даже близкий к вере в Бога, привык размышлять, доискиваться, искать подтверждений. В этом, как считает автор, нет ничего плохого. Один из путей к вере ведет через поиски, через знание. Но неверие никогда не бывает результатом знания. Тот, кто утверждает, что знание разрушает веру, - обманывает. По словам автора, мы живем в очень интересное и трудное время. Может быть, еще никогда не было такого преобладания материального над духовным. Мир не стоит на месте. Еще философы Древней Греции знали, что «все течет, все изменяется», но никогда в прошлом эти изменения не были такими глубокими и такими быстрыми.
5. Наши материальные успехи стали превосходить любое воображение, однако этому сопутствовало угасание духовной жизни. Таким образом, большинство людей 20 века очень мало знали о смерти, о том, как происходит умирание и что будет после него. О смерти не думали тогда, и большинство наших современников стараются не думать об этом сегодня. И это, как говорит автор, «может показаться странным, так как смерть — самое важное событие во всей земной жизни человека и ничего более определенного и более окончательного ни с кем из нас случиться не может.
6. Каждому из нас, - напоминает Петр Калиновский, - придется перейти через этот рубеж. А мы о самом главном не думаем и к нему не готовимся. Могут спросить: «А о чем думать и к чему готовиться? От нас не зависит. Придет наше время - умрем и все. Думать не о чем». Многие так и делают. И все-таки каждому человеку, предполагает автор, - иногда приходят в голову и другие беспокойные мысли: «А что если это не так? А что если смерть не конец, и после смерти тела я, неожиданно для самого себя, вдруг окажусь в совершенно новых условиях, сохранив способность видеть, слышать и чувствовать? И самое главное - а что, если наше будущее за порогом в какой-то мере зависит от того, как мы прожили наше время и какими мы были, когда перешагнули смертный порог?»
7. По словам автора, взглянуть за пределы земной жизни и узнать немного больше, ему и другим людям конца 20 века, позволили труды современных врачей-реаниматоров. За последние годы «ученые, изучающие процессы, связанные с умиранием и смертью, сделали много новых открытий, часто совершенно неожиданных и идущих вразрез с нашими привычными взглядами на жизнь и смерть. В настоящее время медицинская наука пересматривает свои старые, традиционные понятия, так как новые данные показывают, что смерть - это не конец существования личности, а ее переход в новые условия бытия». Первые главы книги рассказывают об этом. Автор говорит о том, что смерть следует ожидать и нужно встретить ее так, чтобы умирание было достойным и не очень трудным.
8. Глава 9 - это попытка рассмотреть последние научные данные в свете христианского учения о потустороннем мире. Глава 14 — о последней болезни и о том, что может помочь больному в последние месяцы его жизни. В главах 18 и 19 - несколько советов родственникам больного о том, чем и как можно облегчить страдания ему и себе. Большинство из этих советов, по словам автора, - старые и верные, но теперь забытые. Есть и несколько новых, действенность которых проверена учеными, изучающими смерть.
***
По словам автора, медикам и ученым известно только то, что произойдет в первые часы после смерти, а о дальнейшей судьбе человеческой души может рассказать лишь христианство. Опираясь на Священное Писание и труды отцов Церкви, Петр Петрович широко освещает понимание смерти и учение о жизни после смерти в христианском ключе. Автор дает много практических советов и рекомендаций о том, как ухаживать за тяжелобольным человеком, как помочь ему принять свой диагноз, преодолеть страх смерти и подготовиться к переходу в вечность. Доктор Калиновский надеялся, что своей книгой он поможет читателям понять истинное значение последней болезни, страданий и смерти, по-новому взглянуть на жизнь, понять, что в ней по-настоящему важно, прийти к Богу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 1 мая 2024 года
Церковный календарь 1 мая. Великая Среда. Мученик Иоанн Новый
Евангелие 1 мая 2024. Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову
Читаем Апостол. 1 мая 2024
Этот день в истории. 1 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!