***
1. Эта книга под названием «Печерский цветник» вышла в свет в издательстве Свято-Успенской Киево-Печерской лавры в 2019 году, ко дню памяти преподобного Феодосия Печерского и представляет собой агиографическую энциклопедию, посвященную Собору Киево-Печерских святых. Работа над 800-страничным изданием началась в 1989 году и длилась 30 лет. Ее автор - Владислав Дятлов — историк, писатель, музейный сотрудник. Родился в 1974 году в Киеве, окончил исторический факультет Национального педагогического университета им. М. Драгоманова. В 1991–1992 и 1996–2012 годах участвовал в археологической экспедиции отдела «Киев подземный» Музея истории Киева. Автор научно-популярных и справочных изданий о православных святынях Украины. Составитель новой редакции «Киево-Печерского Патерика».
2. В предисловии книги автор-составитель отмечает значимость Киево-Печерской Лавры. Ее, - говорит Владислав Дятлов, - причисляют к всемирно известным святыням христианства и историко-культурным сокровищам. Почитают колыбелью православного монашества на Руси. Ежегодно, лаврские пещеры, где покоятся мощи свыше 120 христианских подвижников разных эпох, посещают сотни тысяч людей: одни с молитвой, другие - с пытливым взором... Если обратиться к истории, то мы увидим, что на Ближнем Востоке - в землях событий ветхозаветной истории климат и геология позволяли использовать каменные пещеры для обитания, погребения и молитв. С распространением в Христианской Церкви монашества, появляются скальные монастыри Средиземноморья и Причерноморья...
3. На Руси первые монастыри представляли собой общины из нескольких византийских монахов-клириков при церквах, устроенных знатью. В 50-х гг. XI в. (60 с лишним лет после Владимирова Крещения) в южных окрестностях Киева возник Печерский (Пещерный) монастырь, в котором постриглось много русинов. Рост числа здешних иноков вызвал постройку наземного деревянного монастыря: в условиях Среднего Поднепровья, не все могли жить в песчано-глинистых подземельях. Пещеры были обращены в монастырскую усыпальницу. Время от времени, в них селились отдельные иноки, в т. ч. затворники. В 70-80-х гг. ХІ в. на высоком плато к северу от пещер возвели каменную Великую церковь (Успенский собор) с новой усадьбой монастыря, оставив на «Ветхом дворе" лишь немногих иноков (для ежедневного богослужения)...
4. Явив примеры высокой духовной жизни, братия Лавры также внесла значительный вклад в культуру Руси. Почитание памяти лаврских святых влекло на молитву в пещеры паломников из числа братии и мирян. Переживая невзгоды и возрождения, Лавра преображалась в величественный «город в городе» (снаружи ее окружила застройка растущего Киева) и благоустраивала пещеры для посещения - укрепляла и украшала их. Составленные в ХI-ХIII вв. жития Киево-Печерских святых были объединены в XV в. в сборник, известный как «Киево-Печерский Патерик», неоднократно переработанный и дополненный в ХVII-ХХ вв.
5. Хотя облик пещер изменялся, как отмечает автор, в них чувствуешь себя вне времени: не впуская земной суеты, они хранят мощи святых из более чем десяти веков - святых, отошедших в Вечность. Воздух пещер, согретый огнями лампад и свечей, наполнен молитвой и благодатью. Облачения на мощах свидетельствуют о благоговении и заботе их чтущих. С рождения Лавры и по сей день, по молитвам Киево-Печерских святых к Богу, совершаются чудеса благодатной помощи многим людям (эту помощь не раз ощущал и автор при работе над книгой, предложенной ныне читателю).
6. Около 30 лет назад, еще постигая «азы» истории православных монастырей (под впечатлением от первых визитов в 1987 г. в пещеры Киево-Печерской Лавры и в Лавру прп. Сергия Радонежского) и узнав, что карты пещер, памятники агиографии, иконографии, гимнографии и историческая литература по-разному исчисляют сонм свв. Киево-Печерских, а патерик Печерский» не отражает всей церковной традиции о них (не говоря уже о полноте исторических сведений), автор этих строк задумался о настоящей книге. На пути к ней, он выступал с «промежуточными» тематическими публикациями, ограниченными по объему и не лишенными иногда неточностей.
7. Затем, с опорой на солидный массив изданных трудов коллег (главным образом, научных сотрудников Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника) и их консультации, замысел автора осуществился в полной мере. Предпринятая систематизация данных позволяет сделать ряд выводов. Во первых, на протяжении всей своей истории, традиция почитания Собора свв. Киево-Печерских дополнялась и корректировалась. Во-вторых, до недавнего времени, она имела парадоксальную особенность: Собор ограничивался в основном именами святых, почивающих в пещерах, включая святых, которые в земной жизни не были насельниками Лавры, но чьи мощи оказались здесь в силу разных обстоятельств, - тогда как Церковь прославила многих святых, обитавших в Лавре (хотя бы временно) и погребенных вне ее. В-третих, список свв. Киево-Печерских остается открытым.
8. Открывает издание хронологический экскурс «Собор Киево-Печерских святых: вехи истории»: далее в алфавитном порядке расположены статьи о свв. Киево-Печерских, места упокоения мощей которых в Киево-Печерской Лавре локализованы традицией или документальными свидетельствами; последняя статья «Яко звезды небесныя множеством» посвящена остальным свв. Киево-Печерским. «Благодарю Господа, - говорит автор, что это осуществилось, и мне дано держать плод трудов в руках. Благодарю всех, чьим участием это стало возможным: тех, кто создавал новейшую литературу по теме, и тех, кто был рядом на долгом пути от замысла до этих минут, помогал делом и советом, поддерживал, доверял и терпел!»
***
Издание этой книги было приурочено к 1030-летию Крещения Руси, юбилею 1000-летия обитания русских иноков на Святой Горе Афон и 30-летию возрождения в Киево-Печерской Лавре православного монастыря. Киево-Печерская Лавра со времен преподобных Антония и Феодосия Печерских процвела множеством святых угодников Божиих. На страницах юбилейного подарочного издания изложены наиболее полные жития этих подвижников благочестия. Книга содержит цветные иллюстрации оригинальных икон и рукописей с комментариями. Издание может стать отличным подарком как для почитателей Киево-Печерских святых, так и для интересующихся историей и насельниками монастыря.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!