Христос воскресе! Празднуя Пасху, мы произносим эти слова. В них вкладываем мы всю нашу радость о том, что снова наступил «праздников праздник», «торжество всех торжеств». Но это главный православный праздник не только в религиозном, но и в культурном смысле. Духовная природа этого светлого торжества, тема воскрешения души и нравственного обновления не могла не найти отражения в русской литературе. Многие выдающиеся писатели обращались к теме пасхальных праздников, размышляя о непреходящих духовных ценностях: о добре и милосердии, о страдании и сострадании, о любви и прощений. Сборник таких рассказов мы предлагаем сегодня вашему вниманию.
***
1. В этот сборник «Пасхальных рассказов» вошли произведения дореволюционных и современных авторов. Как отмечают издатели, жанр пасхального рассказа – в отличие от рассказа святочного – пожалуй, уникальное явление в мировой культуре, он присущ только России, русскому Православию. И главное отличие пасхального рассказа от «сказочности», чудесности, праздничности святочного – попытка более глубокого понимания себя, попытка анализа своей души, её готовности воспринять благую весть о Воскресении Христовом, попытка понять, насколько сама душа готова воскреснуть, восстать от греха к новой, преображенной жизни.
2. Открывает сборник рассказ - «Торжество Пасхи в Иерусалиме», опубликованное в журнале «Странник» в 1860 году. Это сочинение Варвары Алексеевны Брюн де Сент-Ипполит (урожд. Копьевой). Писательница шестидесятых годов 19 века, дочь известного пажа Императора Павла I. Умерла в Петербурге 16 декабря 1875 года В своём рассказе автор описывает схождение Благодатного огня в Великую Субботу в Иерусалиме в 1859 году. Варвара Алексеевна присутствовала при этом событии и написала письмо своему духовному отцу, игумену Антонию. В начале письма писательница отмечает, она «отправилась в Иерусалим, желая поклониться св. Гробу в уединении. «Но Божию Милосердию угодно было даровать» ей «возможность видеть то, как в Иерусалиме совершается торжество Православной нашей Церкви».
3. «Прежде всего, - пишет Варвара Алексеевна, скажу о сошествии благодатного Огня в Великую Субботу, совершающемся ежегодно в одно и тоже время, над самым Гробом Господа. Пусть ученые естествоиспытатели придут и посмотрят на это чудесное явление, которые объяснить ум человеческий ни как не в состоянии. Положивший предел морским волнам, остановил здесь полет гордаго ума и пленяет его в послушание веры». Далее ее рассказ содержит множество подробностей о том, как проходило пасхальное богослужение, как к нему готовилось духовенство и паломники, какие чувства они при этом испытывали. Автор делает словесные зарисовки присутствующих в храме, например: «бедуины с бритыми головами, женщины с нанизанными на голове и носу деньгами, прикрытые белыми чадрами». Познакомиться с этим произведением смогут читатели данного сборника.
4. А вот другой рассказ неизвестного автора. Называется «Канун Пасхи. Из далекого прошлого». Здесь автор повествует о мальчик Николае, который накануне Пасхи не мог усидеть на месте в ожидании праздника. А дома бабушка красила яйца, пекла куличи и все это так манило и радовало, что мальчику захотелось с кем-то поделиться этой радостью. Он подошел к сестрёнке, которая играла в песочнице, но она была маленькая и не смогла разделить его радости. Тогда он пошел за калитку. Встретив соседского мальчишку, они пошли к церкви, где уже собирался народ. У одного старичка они спросили: «А Христос где будет воскресать, дедушка?» «Во всем мире – где!.. Страдал он за весь мир, ну – для всех и воскреснет… и для нас с тобой!» - ответил им старик.
5. Далее автор от имени Коли говорит: «Это глубоко запало мне в голову. У меня явилось настойчивое желание увидеть, как воскреснет Христос. «Буду сидеть всю ночь, – шептал я, – никому ничего не скажу… буду молча ждать… один…» Эта мысль так охватила меня, что я уже ничего не слышал, никого не видел, стал бродить один кругом церкви и думать, думать… Сколько времени я бродил, ничего не замечая, не помню… Очнулся я в церкви… кругом полумрак… большие свечи тихо мигали у плащаницы… ни души… Я робко подошел к плащанице, припал к ногам Спасителя, где были видны темные ранки от гвоздей… мне казалось, что я ощущаю кровь… Я затрепетал и приподнялся… Взор мой был точно прикован к лику Христа. Он лежал передо мной спокойный, бледный, с закрытыми очами. Мне послышался даже вздох – не тут, на плащанице, а там, где-то вдали… и я очнулся…
6. Надо домой, скорее домой!.. Не прошло минуты, я был уже на паперти. Был уже вечер; звезды ярко горели в глубоком небе». Дома мальчик решил немного отдохнуть перед Заутреней и задремав увидел себя в каком-то саду. «Открытое место, зелень, цветы, высокий кедр… Что это?.. Пещера… У пещеры два суровых воина, на них латы… Зачем они тут?.. Я растерялся, замер на месте… Вдруг над пещерой будто упал звездный дождь… воины исчезли… под кедром сиял тот дивный лик, который видел я на плащанице. Лик был прост и спокоен… На устах кроткая улыбка… У меня на сердце стало легко, весело… Я шептал: «Это Христос… Христос воскрес!» Тихою стопою Он шел ко мне. Я крикнул от радости: «Христос воскресе!» и поднял голову… Торжественный звон колоколов раздавался на нашей церкви; вся она горела огнями, и из церковной ограды доносилось громкое пение: «Христос воскресе из мертвых»…
7. Огромная часть пасхальных рассказов посвящена проблеме милосердия. В их числе рассказ дореволюционного писателя Ивана Островного «В Христову ночь». Герой произведения в пасхальную ночь переживает сильнейшее испытание своей веры. «А случилась, как пишет автор, в сущности, довольно обычная деревенская беда, но только в эту ночь она всем казалась изумительной и даже невероятной». Подобно Иову, сельчанин Мирон и его семья, лишаются всего имущества, но не бывает такого, чтобы «Господь в такую святую ночь не пощадил создание Свое – человека». И эта беда обращается в радость, потому как все жители села начинают помогать погорельцам.
8. В рассказе показано, как люди могут объединиться в добром деле и как много они могут сделать вместе. А второй рассказ этого же автора под названием - «Радость жить» - повествует о воскресении человеческой души. Это удивительно светлое произведение о любви и радости. В нем показано, что доброта детского сердца может сделать очень многое. История глубоко уходит корнями в русскую православную традицию помощи несчастным и обездоленным, где добро и любовь оказываются настоящим Божьим даром, способным сотворить подлинное Чудо.
***
В слова «Христос воскресе» мы вкладываем всю нашу веру, нашу надежду, нашу любовь. Веру - в то, что, в конечном счете, Бог и только Бог побеждает мир. Надежду - на то, что сколь бы не были мы недостойны света и торжества, по вере нашей и нам дано будет участие в них. Любовь - как уже здесь и сейчас явленную сущность этого света и смысл этой победы. И чтобы понять все это, надо хоть раз в жизни услышать слово святого Иоанна Златоуста, чья пасхальная проповедь читается в эту светоносную ночь во всех храмах. А о том, какое значение имела Пасха в русских семьях самых разных сословий в конце 19-начале 20 в., нам рассказывают авторы этого пасхального сборника.
У книжной полки. Новые чудеса преподобного Сергия
Божественная литургия 15 мая 2025 года
У книжной полки. Как воспитать счастливого человека
По святым местам. Храм Святого Александра Невского в Термезе
«Православный на всю голову!». Нечаянная радость, или Как Богородица верным помогает
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!