***
1. Подобного фундаментального труда, систематически излагающего столь обширный материал, до последнего времени не существовало. В его основе лежит курс лекций, которые протоиерей Вадим Леонов, кандидат богословия, доцент, профессор кафедры богословия Сретенской духовной академии, с 2003 года читает в ряде учебных заведений. Издаваемый труд и был задуман и написан именно как учебник. Святоотеческой традицией накоплен большой опыт и глубокие знания о человеке, но это сокровище не систематизировано и фрагментарно содержится в аскетических и духовно-нравственных сочинениях. В книге последовательно изложены начала православной антропологии, базирующиеся на Библии и трудах святых отцов.
2. По словам автора, христианская антропология очень богата в содержательном плане. Однако это богатство почти не оформлено четкой терминологией. Святые отцы, чтобы не исказить словами суть явлений, не торопились создавать определения и антропологические формулировки, предоставляя возможность людям познавать глубины человеческого бытия не через внешние рассуждения, но через личный опыт духовной жизни. Часто лишь опасность возникновения ереси (из-за превратного толкования тех или иных моментов) заставляла святых отцов излагать свой духовный опыт. Замечательно эту мысль выражает св. Иларий Пиктавийский: «Злоба еретиков понуждает нас облекать в слова то, что открывается в созерцании и о чем следовало бы молчать».
3. Этим, по словам автора, объясняется некоторая неопределенность и порой двусмысленность святоотеческой терминологии. Все святые отцы жили единым Богом, в единой Церкви, в единой благодати Божией, но когда они приступали к изложению личного духовного опыта, то часто вкладывали в известные слова свои смыслы, создавали свою терминологическую систему, которая лишь отчасти совпадает с подобными построениями предшественников или современников. Так, к примеру, у святых отцов нет определения понятия «образ Божий». В святоотеческих творениях встречается бесчисленное множество высказываний о богообразности человека, но при общей схожести они чаще всего не тождественны по смыслу. Где-то речь идёт об уме человека, в другом случае о бессмертии, где-то о душе, о совести, о творчестве и т. д.
4. Но несмотря на то, что на уровне терминов у святых отцов есть масса различий, несомненно и то, что святоотеческое учение целостно и непротиворечиво на уровне основных идей и представлений. Поэтому усвоение этого наследия не может происходить формально, лишь через внимательное изучение текстов. В определенном смысле чтение святых отцов – это духовное делание, которое помимо текстуальной работы предполагает молитвенное обращение к ним и упование на помощь Божию. В связи с этим автор в своей работе не только излагает разные суждения святых отцов, но и делает выбор в пользу более конструктивных, как ему представлялось, понятий, определений и терминов.
5. В общем, в книге рассматриваются основные антропологические темы и даются богословские обоснования ключевых идей христианства. Автор стремился сделать учебник понятным и полезным, не сужая круг читателей до воцерковленных людей. Книга обращена к богословам, антропологам, психологам, педагогам, студентам-теологам и тем, кто хотел бы познакомиться с православным вероучением и найти в Божественном Откровении пользу для своей души. Изложение делится на четыре части, в конце каждой темы предлагаются вопросы и задания для проверки и лучшего усвоения материала. Однако книга, очевидно, перерастает рамки учебника.
6. В первой ее, онтологической, части говорится о происхождении и предназначении человека, подробно описываются его природные свойства в целом согласно трехчастной схеме разделения человеческой природы на дух, душу и тело. Особое внимание уделяется важному понятию «сердце», понимаемому в соответствии со святоотеческим богословием как единый, гармонизирующий все силы центр человеческого существа. Даются представления об образе Божием в человеке и его личности, раскрывается понятие о свободе человека. Второй раздел книги посвящен реалиям падшего мира, в котором центральными понятиями выступают зло, грех, греховное повреждение человеческой природы, тление, смерть.
7. Третья часть издания - сотериология - наиболее обширна и включает в антропологическом аспекте весь раздел догматического богословия о Христе и Его спасительной миссии в мире. Это вполне оправданно, потому что учение о спасении во Христе является центральным для церковной антропологии, как и для всякой богословской науки. Христианство христоцентрично по сути. Для нас важен не только человек в его наличной реальности - человек, поврежденный грехом, с искаженной природой, но и прежде всего человек, каким он должен быть и каким он стал во Христе и во святых Его. Автор подчеркивает, что ключевым понятием в учении о человеке с точки зрения его призвания и целей является обОжение посредством соединения со Христом. Отец Вадим уверен, что подлинные антропологические знания должны содействовать духовному возрастанию человека и в конечном итоге его спасению во Христе.
8. Наконец, в четвертом разделе представлены основные положения христианской эсхатологии. Изложено церковное учение об участи людей в вечности после Второго пришествия Господа и кончины мира. Как отмечает автор, в антропологии далеко не по всем вопросам имеются авторитетные церковные суждения. Поэтому, о. Вадим дает собственные интерпретации, не исключающие возражений. Ряда предметов автор касается вскользь и в целом вынужден ограничиться рассмотрением лишь начальных антропологических понятий — ибо предмет изложения поистине необъятен.
***
Как отмечает автор, знание христианской антропологии в определенной степени необходимо каждому христианину, чтобы понимать и правильно проходить путь духовной жизни. Не случайно свт. Феофан Затворник свои письменные духовные наставления, собранные впоследствии в замечательную книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?», начинает с изложения основ православной антропологии, а потом уже переходит к практической аскетике. Эта книга представляет собой опыт системного изложения православного учения о человеке на основе Священного Писания и святоотеческого наследия. Автор надеется, что его труд поможет читателям войти в мир православного понимания человека и не только обогатит их знаниями, но и поможет на пути личного восхождения к Богу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!