У книжной полки. Очарованный странник

5 марта 2024 г.

Однажды драматург Алексей Феофилактович Писемский в своем споре с писателем Николаем Семеновичем Лесковым заметил, что на Руси нет уже святости, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно. Эти слова поразили писателя, и для опровержения их он дал обет: найти среди «грешных» мира сего кристально чистого человека, праведника, чтоб показать величие русской души. В результате этих поисков в 70-е годы 19 века в свет вышел десяток произведений Лескова, посвященных русским праведникам. В их числе повесть «Очарованный странник». Сборник с таким названием уже в наши дни вышел в свет в издательстве Сретенского монастыря. Его мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. «Не стоит село без праведника, а город без святого». Эта народная мудрость прослеживается во многих произведениях русского писателя Николая Семеновича Лескова. В их числе три повести, составившие этот сборник: «Очарованный странник», «Запечатленный Ангел», «На краю света». По словам литературоведа Всеволода Юрьевича Троицкого, автора книг о Лескове, герои этих и многих других произведений писателя, «удивительно не похожи друг на друга, но они объединены одной, неизменной думой о судьбах родины. Все они ‹своему отечеству верно преданные», «к своей родине привержены». Любовь к России «живет в сердцах этих незаметных героев», а «сокровенные движения человеческого сердца  становятся основным предметом внимания читателей».

2. Так, главный герой повести «Очарованный странник», Иван Северьянович Флягин, глубоко переживая свою причастность к родной земле, отмечает: «Мне за народ очень помереть хочется». Отчего он так говорит, можно узнать из его рассказа, который услышали собеседники Флягина. Вкратце его история такова. Родившись в семье крепостного крестьянина, он с детства занимался лошадьми, имея к этому особый дар. В 11 лет он из баловства стал причиной гибели старенького монаха, который является мальчику во сне, предсказав, что тот будет много раз погибать, но не погибнет и в конце концов уйдет в монастырь. Затем начинается череда приключений - странствий главного героя, который множество раз меняет род занятий.

3. Он служит помощником кучера, нянькой барского ребенка, лекарем в татарском плену, объездчиком лошадей, участвует в Кавказской войне, работает актером в петербургском театре, чиновником… Наконец, становится иноком в монастыре. И вот в  52 года отправляется странствовать по святым местам и оказывается на судне, которое плывет по Ладожскому озеру на остров Валаам. Попутчикам и рассказывает главный герой историю своей жизни. Признавшись им, что ему «за народ очень помереть хочется», он заканчивает повествование. После этого очарованный странник впадает «в тихую сосредоточенность», которой никто из собеседников не смел нарушить.

4. По словам Всеволода Троицкого, «в «Очарованном страннике», как ни в каком другом произведении Лескова, высвечено то затейливое миропонимание, которое, по мнению писателя, свойственно русскому человеку». В этой повести автор показывает, как в сложных жизненных обстоятельствах формируется тип «русского праведника», который так необходим людям. Лесковский странник проходит сложный путь от греха к искуплению и покаянию. Каждый эпизод в сюжете - это новый этап преображения внутреннего мира героя, восстановление образа Божия в человеке, следующий шаг на пути к служению людям, состраданию ближнему и праведности.

5. Почему же странник Лескова — не простой, а очарованный? Эта очарованность проявляется в ощущении героя, что всё в его жизни происходит не по его воле, а по воле Божьей. А еще он - очарован красотой и многообразием всего окружающего его мира. Эту совершенную красоту странник постоянно встречает на своем пути: находит ее в заботе о лошадях, в искреннем и возвышенном чувстве к красавице-цыганке, в образе Родины, за которую хочет умереть, и, конечно, в природе: «Краса природы совершенство, и за это восхищенному человеку погибнуть… даже радость!» - говорит он. Стоит отметить, что замысел «Очарованного странника» возник у писателя летом 1872 года, во время путешествия по Ладожскому озеру на Корелу и Валаам. Уже в 1873 году повесть была опубликована в газете «Русский мир».

6. В том же году в журнале «Русский вестник» была впервые опубликована повесть Лескова «Запечатленный ангел», которая представляет собой «рассказ в рассказе». Действие происходит на святочной неделе, накануне Васильева дня. Перед читателями предстает затерянный среди степи постоялый двор, где укрывается от непогоды множество путников разных сословий. Один из них - Марк Александров, каменщик по профессии и бывший старообрядец. Он то и рассказывает им историю о явлении ему ангела. Вкратце суть его рассказа следующая. У архиерея хранится главная святыня старообряцев, икона ангела-хранителя «тонкого письма», изуродованная чиновничьей печатью. Задумав подменить икону, община приглашает искусного художника, и тот пишет аналогичный образ. Но в день подмены с ангельского лика спадает печать. Итогом всего действа становится воссоединение старообрядцев с Православной Церковью. К этому и вел их запечатленный Ангел.

7. Третье произведение, вошедшее в этот сборник, называется «На краю света». Впервые повесть была напечатана в газете «Гражданин» в 1875 и 1876 годах, как рождественская история, в основе которой лежит подлинный случай из миссионерской деятельности ярославского архиепископа Нила в Сибири. С самого начала повести читатели становятся участниками дискуссии о пригодности русского духовенства к миссионерской проповеди. Дискуссия эта состоялась «ранним вечером, на святках», «за чайным столом в большой голубой гостиной архиерейского дома». «Гости, как пишет автор, - были люди просвещенные, и между ними шел интересный разговор о нашей вере и неверии, о нашем проповедничестве в храмах и о просветительных трудах наших миссий на Востоке.

8. В числе собеседников находился некто флота-капитан Б., очень добрый человек, но большой нападчик на русское духовенство. Он твердил, что наши миссионеры совершенно неспособны к своему делу, и радовался, что правительство разрешило теперь трудиться на пользу слова Божия чужеземным евангелическим пасторам». О том, как образумил этого капитана хозяин дома, архиерей, и что он поведал собеседникам о своей миссионерской деятельности на «краю света», и говорится в повести с одноименным названием. 

***

«У нас не переводились, да и не переведутся праведные», - так говорит в одном из своих рассказов Николай Семенович Лесков. Сам он, по его собственным словам, «старался служить Богу в духе и истине, поборая в себе страх перед людьми и укрепляя себя любовью по слову Господа Иисуса Христа». Умер писатель 5 марта 1895 года в Санкт-Петербурге. В последние годы жизни творчество Лескова было практически вычеркнуто из русской литературы. И лишь после его смерти лесковское наследие стало постепенно выходить из тени. В наши дни произведения Николая Семеновича доступны широкому кругу читателей.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать