Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Итак, сегодня на нашей книжной полке представлен труд, который его автор, протоиерей Петропавловской церкви г. Самары Григорий Разумовский, создавал в течение 18-ти лет, с 1896 по 1914 год. Рукопись получила одобрение одного из авторитетных представителей богословской науки того времени профессора СПбДА Николая Никаноровича Глубоковского и разрешение на печатание от цензурного комитета. Автор передал свой труд епископу Самарскому Михаилу, с просьбой посодействовать изданию. Однако наступившая в скорости революция сделала невозможным издание книги. Прошло то страшное время, и в наши дни этот труд вышел в свет в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
2. Как отмечают издатели, в книге «Объяснение священной книги псалмов» автор подробно излагает события священной ветхозаветной истории, послужившие поводом к созданию того или иного псалма, раскрывая на этом фоне его духовный пророческий смысл и значение его для внутренней жизни христианина. Особенно ценно то, что о. Григорий постоянно обращается к месту и роли Псалтири в православном богослужении, показывая, почему тот или иной псалом стал частью утрени, вечерни и т. д. В своих толкованиях автор опирается на мнения святых отцов, толкователей Псалтири. В целом книга может помочь всем, стремящимся к уразумению неисчерпаемого духовного богатства псалмов.
3. О важности Псалтыри автор в предисловии издания в частности пишет следующее: «Между всеми ветхозаветными книгами Священного Писания, боговдохновенными и полезными для научения (2Тим. 3.16), книга псалмов есть самая общеупотребительная у христиан, более других книг ими любимая и, можно положительно сказать, для всех необходимая. Книга псалмов недалека от каждого человека, это не произведение искусства, нам чуждое и постороннее, это наша книга о нас самих. Псалмы Давида – это песни нашей души; его молитвенные гласы и вопли – гласы и вопли духа нашего, подавляемого грехом, удручаемого скорбями и напастями. Кроме сего, где мы найдем для себя лучшие образцы молитв, молений, благодарений, богохвалений и славословий, как не в псалмах Давидовых? Именно словами псалмов во все времена возносилась к Престолу Божию молитва верующих».
4. О том, как появилась идея написания данного труда, рассказывает сам автор также в предисловии книги. При поступлении в 1895 году на службу в Чагринский женский монастырь Самарской губернии, отцу Григорию пришлось вести воскресные и праздничные богослужебные собеседования с монашествующими. Предметом этих собеседований вначале служили объяснения евангельских и апостольских чтений дня, отрывочные рассказы по поводу праздничных событий и т.п. Как говорит автор, это были отрывочные беседы и наставления с практическими приложениями к иноческой жизни. Такие беседы хоть и были понятны малограмотным или же и совсем безграмотным слушательницам, тем не менее, как имевшие характер отрывочности и бессистемности, они казались священнику малополезными для них.
5. Отец Григорий задумался над вопросом о том, нельзя ли избрать для собеседований что-либо такое, что могло бы доставить наибольшую пользу для нравственно-религиозного назидания монастырских обитательниц. И в конце 1896 года пришел к мысли, что нужно предложить насельницам монастыря объяснение псалмов, по порядку расположения их в Псалтири, всем им известной книге, которая служит настольною, молитвенною книгой для монашествующих. Приступая к выполнению этой нелегкой задачи, он в начале одного из собеседований сказал своим слушательницам следующее: «Главная цель бытия человеческого на земле состоит в том, чтобы жить во славу Божию, а не для собственного удовольствия. Если где, то особенно у живущих в святых обителях, эта цель человеческой жизни должна быть наиболее сознаваема, преследуема и выполняема.
6. Вся деятельность, - говорит отец Григорий, - все мысли и чувства насельниц монастыря должны быть проникнуты сознанием этой цели и заботами о возможном ее выполнении. Поэтому в монастырях нет и не должно быть никакого другого чтения, кроме чтения книг священных и душеспасительных. Для такого же монастыря, каков Чагринский, большая часть насельниц которого состоит из женщин и девиц простого сельского состояния, единственною книгой для чтения служит Псалтирь и в редких случаях Четьи-Минеи. Книгою псалмов, они удовлетворяют свое молитвенное чувство всегдашнего покаяния, а также - хвалы и благодарения Господу Богу за все Его милости и благодеяния». Но при этом, как отметил священник тексты священной книги остаются «малопонятным или даже и совсем непонятным для этих простых читательниц».
7. В глубоком и искреннем сознании этой нужды, отец Григорий и «решил придти на помощь нуждающимся и, по требованию долга священнослужителя и духовного отца обители, принять на себя выполнение задачи объяснения псалмов». «Единственным желанием моим было, - пишет автор, - при начале составления настоящего объяснения псалмов, самому поучиться и других моих братии и сестер поучить истинному пониманию неясного и по местам неудобопонятного текста славянской Псалтири. И только впоследствии, когда уже составлена была третья часть объяснения, когда некоторые из псалмов были напечатаны в местных «Епархиальных ведомостях», у меня явилось другое желание: предать печатному тиснению свой труд. А через него дать возможность ознакомиться с ним наибольшему кругу любителей Слова Божия и благоговейных молитвенников, певцов и читателей Псалтири, чтобы участие последних в чтении и пении не было делом простого механического выполнения, а было искренним служением Богу, Которому псалмопевцы приглашают всех петь разумно» (Пс. 46:8-9).
***
В 1914 году, предполагая издание данного труда, профессор Николай Глубоковский написал: «Объяснение Священной книги «Псалмов» протоиерея Григория Разумовского представляет весьма полезный труд по его назидательности, а по своему популярному - простому и легкому - изложению он является вполне общедоступным. Издание его тем более желательно, что у нас слишком мало цельных истолкований на всю Псалтирь, а таких и вовсе не имеется. Совершенно уверен, что книга получит широкое распространение, чего ей и желаю». Этими словами профессора Глубоковского мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!