У книжной полки. Обрученный Церкви. Протоиерей Иосиф Фудель

5 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Для многих людей конца 19-начала 20 века был привлекателен образ отца Иосифа Фуделя. Это и отец, и наставник, и друг, и духовник, и издатель. И иерей монашеского духа, и батюшка, который умел смеяться и ценить искусство. Самые разные люди тянулись к нему и находили то, что искали, — ответы на животрепещущие «земные» проблемы, «небесную» тишину. Для современников, оставивших мемуары, образ отца Иосифа неизбежно носил печать трагичности эпохи, но оттого казался еще более спасительным, светлым, путеводным. Познакомиться поближе с жизнью этого московского пастыря нам поможет книга, вышедшая в свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гума­нитарного университета в серии «Русские судьбы двадцатого века». Она называется – «Обрученный Церкви. Протоиерей Иосиф Фудель: Жизнеописание. Воспоминания. Письма К. Н. Леонтьеву».

***

Эта книга знакомит с жизнью и эпистолярным наследием замечательного московского пастыря рубежа 19-20 веков, принадлежавшего к поколению новомучеников и тесно связанного со многими из них, протоиерея Иосифа Ивановича Фуделя. В первом разделе представлены его письма, часть которых публикуется впервые, и воспоминания о его старшем друге, писателе и мыслителе Константине Николаевиче Ле­онтьеве. Второй раздел составили воспоминания о нем самом. Одни из них издавалась ранее, другие печатаются впервые.

В предисловии книги автор вступительной статьи Надежда Валерьевна Винюкова пишет: «Русская Православная Церковь на рубеже 19-20 веков, в условиях значительных социально-экономических и по­литических перемен и констатируемого современниками и исследователями духовного кризиса, особенно остро нуж­далась в пастырях-подвижниках, готовых примером своей жизни, своим словом и способностью организовать приход­скую жизнь служить нравственным и духовным ориентиром для всех сословий Российской империи. На фоне растущей секуляризации, бурного развития прессы, появления множе­ства общественных организаций, подъема революционных настроений, размывания сословий духовенство как никогда должно было быть способным отвечать на вызовы времени. 

Однако именно в это непростое время авторитет духовенства падал. И при таких условиях принял сан отец Иосиф Фудель. Будучи известным московским пастырем рубежа 19-20 веков, он остался забытым почти на век. Долгое время имя отца Иосифа можно было увидеть лишь в работах о его сыне, духовном писателе Сергее Иосифовиче Фуделе или философе Константине Леонтьеве, близким другом которого он был, непосредственное обращение к его биографии произо­шло лишь в последние годы. Для нас, - отмечает Надежда Валерьевна, особо значимо, что вышел он из секулярной среды, происходил не из духовного сословия.

Как пишет о нем один из его современников, «по сво­ему роду Иосиф Иванович далеко не чисто русской крови. Отец его, хотя считался русским и был православного исповеда­ния, но какого-то мешаного польско-немецкого проис­хождения, а мать его, Аделаида Антоновна, урожденная Червинская, была и совсем полька и даже католичка. Она приняла православие лишь в угоду сыну, на склоне дней. Отец Иосифа Ивановича, Иван Дмитриевич Фудель служил чиновником военного ведомства в Канцелярии Владимирского Драгунского полка. Вместе с полком он переходил из одного города в другой. На одной из этих стоянок, не то в Гродне, не то в Замостъе, и родился у него сын Иосиф, на самое Рождество Христово. Окрещен же он был, в день Крещения Господня. На судьбах будущего священника, с первого появления на свет, как будто символически запечатлелась связь со Христом».

Годы отрочества проходили в Коломне, Минске и Рязани. Когда пришло время, он с успехом окончил юридический факультет Московского университета, поступил на службу в Московский окружной суд… а через четыре года оставил службу, чтобы стать священником. Таким образом, жизненный путь отца Иосифа, по словам Винюковой, развивался нелиней­но, что дает исследователю его биографии выход на вопросы, простирающиеся за пределы исключительно церков­ной истории. Это связано как с его происхождением, так и с разными по своей специфике местами службы (Севе­ро-Западный край, Бутырская тюрьма, арбатский приход), а также разноплановостью его деятельности (литературная, издательская, благотворительная, приходская, про­светительская).

Его облик подробно описал Лев Александрович Тихомиров, близко знавший его с 1892 г.: «Он был красив и строен, и весь как-то запечатлен духовностью. <...> С него хорошо было бы писать образ Спасителя: так много в нем выражалось духов­ного и так мало материального. Все у него было чисто, кра­сиво, изящно. К этому общему типу хорошо подходил даже голос слабый, не знавший громких нот. Физически, кстати сказать, он был слаб, легко простужался и болел. Но нервная сила все преодолевала; он работал удивительно много». Отец Иосиф являл собой пример подвижнического поведения православного священника. Несмотря на эсхатологическое настрое­ние, свойственное в том числе и многим близким ему современникам, он все силы отдавал на то, чтобы усилить Церковь, укрепить ее, воцерковить жизнь.

Сохранившиеся воспоминания очевидцев об отце Ио­сифе и его переписка, которые представлены на страницах этой книги, дополняют друг друга, привнося новые данные к его интеллектуальной биографии, выводя его из деятелей второго ряда на передний план, высвечивая круг общения и волнующих его проблем, степень его востребованности в церковной среде. Возвышенный образ, рисуемый сыном, Сергеем Иосифовичем Фуделем, Львом Александровичем Тихомировым и Сергеем Николаевичем Дурылиным, близок к иконописному. Мозаичность сложившегося образа отражается в воспоминаниях Сергея Фуделя, которые отличаются тем, что при написании текста автор использовал семейный архив.

Очерк Дурылина носит несколько «интел­лигентский» характер, порой он даже чрезмерно поэтичен. Очерк Тихомирова (точнее, глава из его мемуарной книги «Тени прошлого»), к сожалению, не был им завершен в пол­ной мере (автор даже указал, что остался недоволен собой и собирается его переписать). Тем не менее, даже в таком состоянии для нас это важное и весьма подробное свидетель­ство о жизни отца Иосифа на протяжении четверти века. Следующие по важности — воспоминания, написанные близкой духовной дочерью, в которых Фудель представлен дорогим автору простым и живым человеком.

***

Особые черты к портрету привносят и другие очерки, представленные на страницах этой книги. Написанные со свежей горечью (в 1919 году) или с ностальгической теплотой (в 1950-х), они складываются в портрет не только внешний, но и внутренний. «Подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил...» Эти слова апостола невольно вспоминаются, когда передо мной встает образ отца Иосифа Фуделя с ласково-серьезным выражением иконописно-исхудалого лица, - так писал Лев Александрович Тихомиров. Он отмечал, что подвиг отца Иосифа был не из тех, о которых шумит мир: это подвиг внутреннего духовного созревания», плоды которого многократно возросли на всех полях его разносторонней пастырской деятельности.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать