***
1. Автор книги, Константин Константинович Певцов – современный писатель, художник и реставратор. Он пишет духовно-просветительские книги, пьесы, а также прекрасные по содержанию и художественности слова детские сказки, унаследовав этот талант от своих предков. В своем творчестве Константин Певцов старается ничего не придумывать, а писать от сердца, опираясь в первую очередь на живое Предание Святой Церкви. В книге «Обретение» собрано 17 рассказов о том, как на протяжении веков сохранялась одна из главных святынь христианского мира – честная глава святого пророка. Нить повествования протянулась от времен царя Ирода, умертвившего Иоанна Предтечу, до наших дней.
2. Как известно из Священного Предания, после усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его тело было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода. Первый из рассказов книги повествует о встрече Иоанны с Предтечей, который стал ее учителем, и о том, как после его смерти она бережно сохраняла главу Крестителя Иоанна до благоприятных времен, не боясь даже собственной смерти. Впоследствии она стала одной из тех жен, которые следовали за Спасителем, стояли у Его Креста, и стали первыми свидетельницами Воскресения Христова.
3. Поместье, где благочестивая мироносица погребла главу святого Иоанна Предтечи через много лет перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию. На купленной им земле он решил построить дом для своей семьи, который по своем возведении стал домом для собрания христиан. Когда Иннокентий копал ров для фундамента, он обрел глиняный сосуд-водонос с честной главой Иоанна Крестителя. О величии святыни он узнал по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы святого Иоанна. Иннокентий долгие годы хранил это сокровище на почетном месте в том же доме, который построил для евхаристического общения христиан. А перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. «В конце концов, - думал он, - Великий Пророк сам сможет позаботиться о сохранности клада, и уж точно найдет того, кого это сокровище будет достойно».
4. Но прошло немало времени, прежде чем состоялось второе обретение честной главы. Произошло оно во дни равноапостольного царя Константина Великого, когда христианская вера стала процветать. Двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам и сбора пожертвований и милостыни для небольшого монастыря за Иорданом, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти, и решили распорядиться ею по-своему, для своей корысти. Не собираясь возвращаться в монастырь, нерадивые монахи последовали своей дорогой, но вскоре ноша стала утомлять их. Встретив по дороге незнакомого горшечника, они дали ему нести драгоценную ношу. И горшечник с радостью согласился.
5. И тут, как повествует автор, Никанор (так звали горшечника) услышал голос, повелевавший ему бежать от ленивых иноков. И он бежал, унося с собой драгоценную ношу. Придя домой, горшечник никому не стал рассказывать о своей удивительной находке, только своей младшей сестре. «Он, - пишет автор, - так и хранил великую святыню, запечатанной в сосуде, на почетном месте в своем доме, стараясь всегда и во всем быть достойным ее святости. Он был похож на того древнего пророка, который предстоял перед Господом, перепоясавшимся и на все готовым, всегда и во всем сверяя каждое свое дело с законом совести, крепко запечатленным в самой сердечной глубине, старясь никогда и ни в чем не переступать черту дозволенного, чтобы не осквернить великого святого, а вместе с ним Самого Бога.
6. Так проходили годы, а вместе с ними незаметно подкралась старость. Своей семьи и детей Никанор не нажил, от юности храня девственность и непорочность. Вся его повседневная человеческая забота была посвящена сестре Марии, а затем и ее сыну. Перед смертью он и передал сосуд со святыней своей сестре. Та также хранила честную главу в своем доме вплоть до собственной кончины, после чего святыней обманом завладел арианский священник Евсевий. Со временем этот арианин, как пишет автор «прославился даром чудотворений, прослыл в городе искусным врачом, и многие его считали святым человеком, так как приходящие к нему люди исцелялись от страшных недугов». И никто не знал, что исцеление недужных происходило только благодаря святой главе Иоанна Предтечи.
7. Когда кощунство открылось, Евсевий был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, арианин рассчитывал впоследствии вернуться сюда. Но Бог не допустил этого. Еретик, наживший богатство неправедным путем, был убит разбойником в темном коридоре гостиницы, где он остановился на постой. А в пещере поселились благочестивые иноки, потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Так честная глава святого Предтечи была обретена второй раз и это событие мы вспоминаем 9 марта вместе с празднованием первого обретения честной главы.
8. Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой святыню и спрятали ее в Команах, городе, где, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (о нем автор также рассказывает в своей книге). После 7-го Вселенского Собора главу Крестителя Иоанна возвратили в византийскую столицу около 850 года. Это событие Церковь празднует как третье обретение святыни.
***
Обычно повествование о главе святого Иоанна завершается на третьем ее обретении. Хотя ее история распространяется и на последующие века. Священную реликвию всего христианского мира на протяжении двух тысячелетий сберегли для нас почитатели великого пророка не только на Святой Земле, но и на Ближнем Востоке, на горах Кавказа, и даже воины Крестовых походов средних веков. Сын Божий руками верных Своих хранил святыню от посягательства мусульманского владыки Египта и Сирии Саладина, безбожных революционеров Франции 18 века, гестаповских ищеек оккультного гитлеровского Рейха. Подробно эту историю о сохранении святыни и рассказывает Константин Певцов в книге «Обретение».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!