1. Книга о Санкт-Петербургском Смоленском кладбище и его святынях вышла в свет при содействии издательства «Отчий дом» и прихода храма в честь Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове. Издание познакомит читателя с историей Смоленского кладбища, его храмов, часовен и церковных зданий, с деятельностью его служителей, с драматическими событиями, тесно связанными с историей нашей страны: от начала 18 века до нынешних дней. Отметим, что во второй половине XIX века Смоленское кладбище пользовалось большой популярностью среди жителей Санкт-Петербурга, которая распространялась далеко за пределы Васильевского острова.
2. Так в 1864 году один из столичных журналистов отмечал: «В пору жаркого лета, 28 июля, около сотни тысяч народа валит к Смоленской со всех концов города. Эти потоки можно заметить еще в дальних концах Ямской, Коломны и Выборгской. На Васильевском они сгущаются в сплошные массы, в неразрывные вереницы, которые тянутся с Николаевского моста по 8-й линии, по Малому проспекту до самых ворот ограды. В этот день, храмовый праздник кладбища, тут возникают шалаши, палатки, дымятся самовары, шипят на углях кофейники, подобные батарейным орудиям». Широкая известность Смоленского кладбища привлекала сюда многочисленных верующих не только в день храмового праздника, 28 июля, но и в Троицын день, на Радоницу, в Екатеринин, Варварин, Николин дни. Служилось множество заказных Литургий, поминовений на могилах, в связи с чем причт Смоленского кладбища был самым многочисленным в Санкт-Петербурге».
3. Святыни Смоленского кладбища традиционно играли важную роль в церковной жизни петербуржцев, что особенно ярко проявилось в советский период. К 1917 году на кладбище действовали три церкви и особо почитаемая верующими часовня над могилой знаменитой блаженной Ксении Петербургской. В ходе антирелигиозных гонений советских властей в начале 1930-х годов были закрыты Воскресенская и в дальнейшем снесенная Троицкая церкви. Храм Смоленской иконы Божией Матери и часовня Ксении блаженной были закрыты одними из последних в городе в сентябре 1940 года, накануне начала Великой Отечественной войны.
4. Возобновление церковной жизни на Смоленском кладбище произошло после окончания войны, в годы которой существенно изменилась советская религиозная политика. Уже в 1946 году советские власти были вынуждены разрешить открытие и возвращение верующим Смоленской церкви и часовни Ксении блаженной. При этом Смоленская церковь стала одним из двух открытых в Ленинграде в послевоенный период храмов (наряду с Троицкой церковью «Кулич и Пасха»). В дальнейшем церковь Смоленской иконы Божией Матери и часовня Ксении блаженной были быстро восстановлены и вновь стали местом массового поклонения горожан.
5. Причт Смоленского кладбища всё также был самым большим в Северной столице, его доходы постоянно росли. Все это вызывало резкое недовольство властей, и после начала новых антирелигиозных хрущевских гонений часовня Ксении блаженной в 1962 году была закрыта. Все годы, пока часовня пребывала закрытой и в запустении, не ослабевал поток богомольцев у ее стен. Жители Северной столицы и многих других российских городов все равно шли сюда и горячо молились на могиле блаженной, прося ее помощи в своих бедах и заступления. И как только появилась малейшая возможность снова открывать храмы, жители Северной столицы в 1983 году добились возвращения Церкви, и в первую очередь именно часовни Ксении блаженной.
6. В последующие десятилетия церковная жизнь на Смоленском кладбище активно развивалась. Были отреставрированы Смоленская церковь и часовня Ксении блаженной, возвращен верующим Воскресенский храм. Особенно важное значение имело прославление в лике святых блаженной Ксении Петербургской. Современная деятельность храмов кладбища также очень активна и разнообразна. Обо всём этом рассказывает работа доктора исторических наук, главного архивиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии Михаила Витальевича Шкаровского «Под покровом святой Ксении: храмы Смоленского кладбища с конца XIX века до нынешнего времени».
7. Это интересный и обстоятельный труд, основанный на редких архивных документах, касающихся истории Смоленского кладбища. В свою Смоленскую обитель под покров Пресвятой Богородицы блаженная Ксения собрала немалое число угодников Божиих, таких же, как она, блаженных юродивых, исповедников и подвижников веры, преподобных и новомучеников. О пребывающих в обители блаженной Ксении рассказывают следующие две работы, помещенные в нашем сборнике. Статья священника Евгения Рахманина «Юродивые, почивающие на Смоленском кладбище» является частью его брошюры «Раба Божия блаженная Ксения, почивающая на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге», последнее издание которой вышло в 1913 году. Отец Евгений служил на Смоленском кладбище с 1895 года и, был свидетелем всенародного почитания блаженной Ксении, также собирал сведения и о других похороненных на кладбище юродивых.
8. А открывает издание статья, составленная из двух работ священника Стефана Опатовича, которого называют летописцем Смоленского кладбища. Это самые ранние известные материалы об истории старинного петербургского некрополя: очерк «Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге» был напечатан в журнале «Русская старина» за 1873 год, а работа «Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери на кладбище в «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» за 1875 год. Летопись отца Стефана охватывает период от истоков истории Смоленского кладбища до второй половины XIX века.
***
По словам издателей, будет верным суждение, что Смоленское кладбище находится под омофором Царицы Небесной, а смотрительницей этого святого места Матерь Божия поставила Свою неустанную молитвенницу и труженицу блаженную Ксению. Смоленское кладбище стало духовной обителью петербургской подвижницы: сюда, к часовне, где находится гробница блаженной Ксении, приходят тысячи паломников и просят ее, как живую, помолиться Господу о помощи в скорбях, об укреплении веры, о даровании надежды и любви. И всех слышит матушка Ксения, обо всех болезнует в молитвах перед Богом и Пресвятой Богородицей и очень скоро подает ответ. Надеемся, - говорят издатели, - что эта книга станет познавательным и интересным чтением как для любителей отечественной истории, так и для всех почитателей блаженной Ксении Петербургской.
Этот день в истории. 22 марта
День ангела. 22 марта
Церковный календарь 22 марта. Преподобномученица Александра (Самойлова)
Евангелие 22 марта. Великий пост. Изучаем Священную Евангельскую историю. Возвращение Святого семейства из Египта
Читаем Апостол. 22 марта 2023
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!